Словарь терминов

Убеждения
Убеждения - представления о нормативном поведении , ставшие внутренней мотивации . О степени соответствия реального поведения декларируемым убеждениям можно судить лишь при столкновении человека серьезными препятствиями.
Убежденность
Убежденность — особое качество личности, определяющее общую направленность всей ее деятельности и ориентации ценностных и выступающее регулятором ее сознания и поведения. Выражается в субъективном отношении личности к своим поступкам и убеждениям, связанном с глубокой и обоснованной уверенностью в истинности знаний, принципов и идеалов, коими она руководствуется. Осознанные на основе убежденности потребности личные, ориентации ценностные и нормы социальные органически включаются в содержание форм жизнедеятельности и определяют поведение личности. Убежденность зависит от опыта личности и ее отношений с обществом. Она основывается на знаниях, прежде всего мировоззренческого характера (-> мировоззрение), кои тесно переплетены с волей, составляют содержание мотивов деятельности, формируют установки личности. Убежденность — идейно-психологическая основа развития таких волевых качеств, как мужество, решительность, стойкость, верность идеалам. Но она может принимать извращенные формы, когда личность некритически усваивает определенные представления, догматически воспринимает непререкаемость некоих принципов и авторитетов (-> предубеждение).
Уверенность в себе
Уверенность в себе - готовность человека решать достаточно сложные задачи, когда уровень притязаний не снижается только из-за опасений неудачи. Если уровень способностей значительно ниже тех, которые требуются для намеченного действия , то имеет место самоуверенность.
Угасание условного рефлекса
Угасание условного рефлекса - торможение ранее образованного условного рефлекса , возникающее в результате многочисленного неподкрепления условного сигнала безусловным.
Удовлетворение
Удовлетворение — согласно Зигмунду Фрейду — то, что удовлетворяет раздражение влечения.
Удовлетворенность
Удовлетворенность — состояние удовлетворения-чувства удовольствия, испытываемого субъектом, чьи потребности, желания удовлетворены, исполнены.
Удовлетворенность трудом
Удовлетворенность трудом — эмоционально-оценочное отношение личности или группы к выполняемой работе и условиям ее протекания. От удовлетворенности трудом, совершенствования форм его организации, гуманизации содержания зависит экономическая эффективность труда. Согласно теории двухфакторной — «мотивационно-гигиенической» (Ф. Херцбергер), есть две группы факторов, обусловливающих удовлетворенность трудом: 1) факторы мотивационные — содержание труда, достижения в работе, признание со стороны окружающих, возможность квалификационного роста; 2) факторы гигиенические — условия труда, заработная плата, линия поведения администрации, взаимоотношения между работниками; при наличии благоприятных факторов гигиенических возникает особое состояние, приводящее к уменьшению чувства неудовлетворенности характером работы, но не к повышению удовлетворенности трудом. Исследование формирования удовлетворенности трудом и динамики труда — одна из значимых проблем психологии социальной коллективов, где удовлетворенность рассматривается как важный показатель климата социально-психологического и эффективности деятельности.
Узнавание
Узнавание — восприятие объекта как уже известного по прошлому опыту. Основой его является сличение наличного восприятия со следами, сохраняющимися в памяти. У. различается по степени определенности, четкости, полноты и произвольности. В качестве произвольного У. выступает, когда оно используется для установления эффективности запоминания или заучивания. Уровень У. всегда выше уровня воспроизведения, какие бы приемы воспроизведения ни применялись. В качестве непроизвольного У. выступает, когда не стоит специальная задача на опознание. Оно может быть при этом неполным, неопределенным, фантомным, когда переживается, например, чувство знакомости в отношении человека, которого на самом деле никогда не встречал. Иногда неполное непроизвольное У. порождает задачу припоминания и переходит в произвольное.
Узнадзе Дмитрий Николаевич
Узнадзе Дмитрий Николаевич — родился в 1888 г.,в селе Сакара Кутаисской губернии в крестьянской семье. В 1896 он поступил в Кутаисскую гимназию, где проявил себя как способный и прилежный ученик. Но несмотря на это, он был исключен из последнего класса за активное участие в революционном движении. Для продолжения учебы Узнадзе уехал в Швейцарию, а затем в Германию, где поступил на философский факультет Лейгщигского университета. В то время там работал один из основоположников экспериментальной психологии Вильгельм Вундт, который не только читал лекции по философии и психологии, но и работал в собственной лаборатории. И в этом учебном заведении Узнадзе был одним из лучших. Подтверждением этому служит премия, полученная им за работу, посвященную философии Лейбница, которую он написал, учась на третьем курсе. В 1909 г. он окончил университет и в том же году получил звание доктора философии в университете города Галль. Его диссертация была посвящена исследованию творчества Владимира Соловьева, его теории познания и метафизике. После окончания учебы Дмитрий Николаевич вернулся в Кутаиси, где работал одновременно в различных гимназиях, преподавал историю, психологию, историю педагогики и логику. Европейский диплом не считался действительным в Грузии, а потому ему пришлось экстерном сдавать экзамены на факультете истории философии Харьковского университета, в 1913 г. он получил диплом первой степени. В это время Узнадзе много печатался, его статьи были посвящены в основном проблемам педагогики, философии, эстетики. В 1917 г. Д.Н. Узнадзе переехал в Тбилиси, где сразу же активно включился в работу по организации тбилисского университета. По его инициативе в 1918 г. в созданном университете открылась кафедра психологии и педагогики, а в 1920 г. - психологическая лаборатория. Кроме этого, Узнадзе еще руководил педагогическим институтом. Для обучения психологов нужны были учебники, которых в то время в Грузии не существовало. Решение этой проблемы он тоже берет на себя и выпускает несколько учебных пособий. В 1919 г. выходит в свет первая книга Д.Н. Узнадзе, посвященная исследованию творчества Лейбница, а в 1920-м - его первая монография Анри Бергсон, в которой он критически рассматривает интуитивизм Бергсона. Мистические и интуитивные представления, по мнению Узнадзе, не подходят для понимания сущности познавательной и психической активности человека. Должна быть создана система научных понятий, с помощью которой могут быть поняты и объяснены даже мистические и интуитивные представления человека. Д.Н. Узнадзе пытается решить эту проблему, создав такую систему, чтобы не объяснять психические процессы через психическое или физическое, а установить иную детерминацию психики. В его работах, издаваемых в это время, появляются такие понятия, как биосфера, ситуация и подпсихическое. Они имеют у него сходное значение, описывают особую реальность, которая является детерминантой целесообразности поведения. Биосфера - это особый вид отражения действительности, а ситуация - положение, вызываемое в биосфере, т.е., по сути, ее частный случай. Биосферу можно назвать и подпсихическим, поскольку речь идет об исследовании сознания. Таким образом, подпсихическое - это особая сфера действительности, и если процессы человеческого сознания определяются законами объекта, то к подпсихическому неприменимы понятия как субъекта, так и объекта. Именно оно определяет содержание сознания, психики, и отсюда Узнадзе делает вывод, что <<бессознательное>> Фрейда по своей природе является подпсихическим, не принадлежащим к психике. В 1923 г. издаются такие работы Д.Н. Узнадзе, как Имперсоналия и Психологические основы наименования. Основанием для создания последней послужили исследования, проведенные в его психологической лаборатории. Они показали, что наименование предмета или явления происходит не случайно и имеет под собой психологическую основу. Испытуемые видели сходство между предлагаемым им бессмысленным рисунком и набором звуков, причем для каждого рисунка разные люди подбирали строго определенные звуковые комплексы. В 1924 г. вышла еще одна книга Д.Н. Узнадзе - Мотивы интереса к учебным предметам, посвященная проблемам педагогики. В это время, в 1920-е гг., происходит формирование одного из фундаментальных понятий теории Узнадзе - понятия установки. Это понятие подразумевает реальное психическое состояние человека, выражающее его готовность к определенному поведению. Установка не только определяет отношение человека к какому-либо событию, мнению, лицу, но и показывает, в каком виде эти последние реализуются в мире его восприятий. Помимо разработки самого понятия, Узнадзе работает над созданием метода исследования указанного состояния. В результате возникает теория установки, предполагающая возможность познания психической активности человека с помощью системы научных понятий. Тот смысл, который Д.Н. Узнадзе вкладывал в понятие установки, несколько отличается от обычного, принятого в психологии того времени. Установка у него - это не психический процесс и не поведенческий акт, а особый вид отражения действительности. Ее возникновение обусловлено как объектом, так и субъектом: с одной стороны, установка возникает как реакция на определенную ситуацию,-24 а с другой - в результате удовлетворения определенной потребности. В этой концепции психология переживания соотносится с психологией поведения. Перед осуществлением любой деятельности, считает Д.Н. Узнадзе, человек психологически готовится к ее осуществлению, причем этот процесс может им даже не осознаваться. Этот факт подготовки Узнадзе и назвал установкой. В лаборатории при Тбилисском университете он провел эксперименты, в ходе которых было определено, что установка, созданная в какой-либо одной сфере, проявляется не только в ней, но и в других сферах жизни. Кроме того, Узнадзе выяснил, что установка также свойственна и животным. Это открытие стало для него очень важным, поскольку послужило основой для создания в дальнейшем двухуровневой модели психики. Основываясь на результатах опытов, ученый сделал вывод о том, что установка является первичным свойством организма, т.е. это самая примитивная реакция на внешние раздражения. Естественно, что в этом случае должен существовать еще один, более высокий уровень организации психики. На основании этого Д.Н. Узнадзе впервые ввел в психологию принцип иерархиии, рассмотрев два уровня психической активности: уровень установки и уровень объективации. На первом уровне поведение определяется воздействием ситуации, происходит удовлетворение непосредственных и актуальных потребностей. Что касается уровня объективации, то здесь деятельность приобретает уже более обобщенный, не зависящий от ситуации характер. Человек же в своих действиях учитывает потребности других людей, а также социальные требования. В 1940 г. вышла Общая психология Узнадзе, которая стала, по сути, обобщением его взглядов и теорий. Эта книга стала значимой для создания грузинской психологической школы, т.к. послужила основой для обучения нового поколения психологов. Во время Второй мировой войны он несколько приостановил педагогическую деятельность и, подобно многим психологам в Европе и России, открыл кабинет патопсихологии, где руководил работой по восстановлению нарушенных психических функций воинов. В 1941 г. в Грузинской ССР создается Академия наук, и Д.Н. Узнадзе становится ее действительным членом, возглавляет сектор психологии. Это время можно считать началом второго этапа развития теории установки, поскольку теперь ученый уделял много внимания не самому явлению установки, уже тщательно разработанному, а эффектам и иллюзиям, сопровождающим ее возникновение. В 1947 г. были изданы сразу несколько работ, посвященных этой теме (К проблеме сущности внимания, Внутренняя форма языка, Проблемы объективации). В лаборатории Д.Н. Узнадзе проводил исследования, связанные со сравнениями количественных характеристик предметов. Вот пример одного из таких опытов. Человеку несколько раз показывали два шара, совершенно одинаковых по цвету и материалу, из которого они были изготовлены, и отличавшихся только размерами. Каждый раз испытуемому предлагалось выбрать тот шар, который, по его мнению, больше. Когда наконец ему показывали два совершенно одинаковых шара, он тем не менее выбирал один из них. Установка, возникшая у него во время опыта, создала зрительную иллюзию различия. Таким же образом были исследованы и многие другие иллюзии: слуховые, вкусовые, тактильные. Исследования Д.Н. Узнадзе вызвали огромный интерес в европейском научном мире. Жан Пиаже даже назвал явление иллюзии, выявленное им в зрительной сфере с помощью установки, эффектом Узнадзе. В 1949 г. вышла в свет книга Экспериментальные основы психологии установки, в которой были собраны и обобщены экспериментальные данные. Узнадзе охарактеризовал психические особенности человека в зависимости от скорости возникновения установки, ее сохранности во времени, силы воздействия и скорости смены. На основании этого он выделил три основных типа личности: динамический, к которому относятся уравновешенные, гармоничные люди, легко приспосабливающиеся к окружающим; статичный, к нему можно отнести тех людей, чье поведение не импульсивно, а опирается на объективацию, для них характерно проявление неуверенности; вариабельный, к которому относятся люди дела, люди сильных стремлений, но с конфликтной структурой характера. Дмитрий Николаевич Узнадзе стал основателем фузинской школы психологии, многие его ученики впоследствии развивали и критиковали его идеи, создавая на этой основе собственные теории. В Европе его взгляды также привлекали к себе внимание многих психологов и психоаналитиков. Сейчас теория установки используется в социальной, медицинской психологии, психологии труда и в психоанализе. Дмитрий Николаевич Узнадзе скончался 12 октября 1950 г.
Укрупнение
Укрупнение — мнемоническая стратегия при запоминании. Состоит в переводе по определенным правилам — исходной информации к форме с меньшим количеством составляющих элементов.
Ум
Ум — обобщенная характеристика познавательных возможностей человека (в отличие от чувств и воли). В более узком смысле — индивидуально-психологическая характеристика мыслительных способностей человека.
Умение
Умение — освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. У. формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.
Умозаключение
Умозаключение — установление связи между какими–либо суждениями. Осуществляется в словесной форме, за счет чего оказывается возможен выход из под влияния перцептивного поля.
Умозаключение бессознательное
Умозаключение бессознательное — термин Г. Гельмгольца. Здесь слово умозаключение употребляется метафорически, ибо процесс подобен умозаключению лишь по результату, но по природе отличается от умозаключения и проходит бессознательно. Субъект как бы рассуждает — на самом деле подобную работу выполняет неосознаваемый перцептивный процесс. Умозаключения бессознательные происходят при иллюзиях восприятия, когда путем их «использования» восприятие как бы убеждает себя в том, что именно оно воспринимает, хотя эти «рассуждения» приводят его к неверным выводам. Однако в силу бессознательности этого процесса сознательные усилия не могут повлиять на него: субъект может понимать, что его восприятие ошибочно, но не может воспринимать иным образом.
Умственный возраст
Умственный возраст — понятие, введенное А. Бине и Т. Симоном в 1908 г. для характеристики интеллектуального развития индивида на основе его сравнения с уровнем интеллекта других людей того же возраста. Количественно выражается как возраст, в котором — по среднестатистическим данным — решаются те тестовые задания, которые доступны данному индивиду. В 1912 г. В. Штерн предложил простую формулу для определения коэффициента интеллекта (IQ) как отношения умственного возраста к хронологическому.
Уничтожение
Уничтожение — согласно А. Фрейд — механизм защитный, ликвидирующий предшествующий акт последующим актом.
Уотсон Джон Бродес
Джон Бродес Уотсон родился 9 января 1878 года. Эмма и Пайкенс Уотсон – родители Джона – жили в Южной Калифорнии, в небольшом городке Тревелерс Рест. Мать была очень религиозна, поэтому жизнь мальчика была полна ограничений и запретов. Сам Пайкенс предпочитал довольно разгульную жизнь, скандалы на этой почве привели к уходу отца из семьи в 1891 году, когда мальчику было 13 лет. Джон был привязан к отцу, поэтому тяжело переживал разлуку и до конца жизни не смог простить ему это. Подростковый период с момента ухода отца был довольно бурным, есть в его биографии аресты и за драки, и за стрельбу в черте города. Взялся за ум он в 1894 году, когда поступил в баптистский университет Фурмана в Гринвилле на философский факультет, дабы удовлетворить желание матери и стать священником. Однако увлечение наукой пересилило взятые обязательства, и, получив степень магистра в 1900 году, Уотсон продолжил учёбу, но уже в Чикагском университете. Три года спустя, в 1903 году, Джон Уотсон получил докторскую степень по экспериментальной психологии, оказавшись самым молодым доктором университета. Здесь же он и остался работать в должности ассистента, впоследствии став преподавателем. С будущей женой – Мэри Икес – он так же познакомился в университете. Она была студенткой. У них родилось двое детей, Мэри и Джон. Однако ветреный Уотсон своими увлечениями испортил не только карьеру, потеряв место преподавателя, но и ухудшил отношения с женой. В 1908 году Уотсон принимает предложение возглавить психологическую лабораторию университета Джона Хопкинса в Балтиморе. Именно здесь он разработал своё учение о бихевиоризме (кстати говоря, первый шаг в этом направлении был сделан ещё докторской диссертацией, посвящённой изучению процесса научения у животных). Уотсон пришёл к выводу, что поведение легче поддаётся наблюдению и изучению, чем человеческое осознание и чувства. Работая над своей теорией, Уотсон не обошёл вниманием и взгляды И.П.Павлова. И в 1913 году вышла в свет «Психология с точки зрения бихевиориста». В этой книге он называет теоретической целью бихевиориста – предсказание поведения и контроль за ним. Уотсон предложил компромисс: либо психология должна включить факты поведения независимо от того, имеют они отношение к проблемам сознания или нет, либо изучение поведения должно стать отдельной наукой. Уотсон считал, что исследования животного и человека не отличаются друг от друга, поэтому к изучению человеческого поведения нужно применять те же методы, что и к изучению животного. Основными понятиями его теории стали понятия стимула и реакции, когда поведение есть реакция организма на стимул среды. А так как до этого момента изучая сознание, психологи опирались лишь на наблюдение, не имея возможности проводить эксперименты, то психология, по мнению Уотсона, оказывалась в положении умозрительной науки, не способной решать важные человеческие проблемы. А бихевиоризм полностью отвечал требованиям естественной науки. Уотсон считал, что с помощью подкрепления можно повлиять на формирующуюся личность, чтобы вырастить из ребёнка желаемого члена общества. Благодаря своим идеям он оказался в центре внимания психологического общества, и в 1915 году был выдвинут на пост президента Американской психологической ассоциации. 1919 год ознаменовался изменениями в личной жизни учёного – состоялся громкий развод с женой, которой надоели его постоянные увлечения другими женщинами. Последней каплей стал интерес к аспирантке Розалии Рейнер, на которой он и женился после разрыва с Мэри Икес. В этом браке родились два мальчика. Однако громкий скандал сыграл свою отрицательную роль – Уотсон потерял место преподавателя и был вынужден переехать в Нью-Йорк. Так в 1921 году он начал карьеру в рекламном бизнесе, работая в агентстве Дж.У.Томпсона. Зарплата была высокой, что, несомненно, было неплохим подспорьем. Совместно с новой женой Уотсон выпустил книгу «Психологический уход за ребёнком», основные методы воспитания в которой были взяты из бихевиоризма. Одновременно с коммерческой деятельностью, он продолжал популяризировать свои идеи, выступая на радио, публикуя статьи, издавая книги. В 1935 году Уотсон сменил работу, став руководителем рекламного агентства Уильям Эсти Компани, где и проработал следующие 10 лет. Надо сказать, что и в этой сфере его бихевиористские идеи нашли своё применение, подсказав своему создателю, что с помощью определённого стимула можно вызвать желательную реакцию у потребителя. Достаточно найти необходимый стимул. А в 1945 году умерла Розалия. Смерть жены сильно повлияла на Уотсона, и он вновь кардинально поменял жизнь, основав собственную ферму в Вестпорте, штат Коннектикут. Сначала здесь, а затем в Воудбери (куда он переехал в 1950 году), Уотсон занимался хозяйством и уходом за скотом. При этом почти полностью отгородился от людей, но занятия наукой он не бросил, продолжая писать книги. Когда он почувствовал скорое приближение смерти, Джон Уотсон собрал неопубликованные труды и сжёг их. Умер он 25 сентября 1958 года. И хотя последние свои труды он уничтожил, изданные ранее книги («Бихевиоризм», «Психология как наука о поведении» и другие) до сих пор популярны, а идеи Джона Бродеса Уотсона интересны и сегодня.
Упражнение
Упражнение — повторное выполнение действия с целью его усвоения. В различных условиях обучения упражнение — это: 1) либо единственная процедура, в рамках коей выполняются все компоненты процесса учения (научения) — уяснение содержания действия, его закрепление, обобщение и автоматизация; 2) либо одна из процедур — наряду с объяснением и заучиванием, предшествующим упражнению и обеспечивающим первоначальное уяснение содержания действия и его предварительное закрепление; здесь упражнение обеспечивает завершение уяснения и закрепления, а также обобщения и автоматизации; в итоге это приводит к полному овладению действием и превращению его (в зависимости от достигнутой меры автоматизации) в умение или навык. Упражнение может выполняться и сразу после объяснения, без предварительного заучивания; при этом закрепление полностью происходит в ходе упражнений.
Упрямство
Упрямство — особенность поведения, в устойчивых формах — черта характера; выступает как дефект сферы волевой индивида, выражаемый в стремлении непременно поступать по-своему, вопреки разумным доводам, просьбам, советам или указаниям других людей. Поведение, характерное активным отвержением индивидом требований других людей, обращенных к нему. При этом поведение переходит из предметного плана в межличностный и получает поддержку от мотивов самоутверждения. Может вызываться чувствами обиды, злобы, гнева, мести. Наблюдается прежде всего у слишком эмоциональных или ригидных людей, а также при фрустрации важных потребностей. У детей и подростков появление упрямства может обусловливаться мелочной опекой взрослых или их пренебрежительным отношением к стремлению детей быть самостоятельными — быть формой протеста, выражающей недовольство необоснованным подавлением развивающейся самостоятельности.
Уравновешенность
Уравновешенность — спокойствие, ровность характера, поведения.
Уранопластика
Уранопластика — операция, устраняющая дефекты твердого нёба при нёбных расщелинах; заключается в пластическом закрытии дефекта посредством лоскутов, взятых из соседних мягких тканей. В качестве материала для пластики обычно используется слизистая оболочка вместе с надкостницей. Слизистонадкостничные лоскуты, отделенные от боковых частей твердого нёба, сближают и сшивают по средней линии, закрывая имеющийся костный дефект. Успешно проведенная операция У. приводит к нормализации питания ребенка и улучшению произношения, однако и после операции могут оставаться значительные дефекты речи, требующие специальных логопедических занятий. До операции У., а также в случаях, когда по каким-либо причинам нельзя предпринять хирургическое вмешательство, используются обтураторы.
Уровень контроля субъективного
Уровень контроля субъективного — способность субъекта контролировать себя и свое поведение, управлять им, брать на себя ответственность за происходящее с ним и вокруг.
Уровень притязаний
Уровень притязаний — понятие, введенное К. Левином для обозначения стремления индивида к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям. Соответствует достижениям в некоем виде деятельности и некоей сфере общения, на кои рассчитывает человек при оценке своих способностей и возможностей. Характеризует: 1) уровень трудности, достижение коего является общей целью серии будущих действий, — цель идеальную; 2) выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий, — уровень притязаний в данный момент; 3) желаемый уровень самооценки личности, — уровень Я. Это образование, тесно связанное с самооценкой личности, формируется под влиянием субъективных переживаний успеха или неуспеха в деятельности. Уровень притязаний может быть адекватным, то есть соответствовать способностям индивида, и неадекватным — заниженным или завышенным. (-> притязание: уровень). Стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек свободен в выборе степени трудности очередного действия, приводит к конфликту двух тенденций: 1) повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех; 2) снизить их, чтобы избежать неудачи. Переживание успеха (неуспеха), возникая вследствие достижения (недостижения) уровня притязаний, влечет за собой его смещение в область более трудных (легких) задач. Снижение трудности избираемой цели после успеха или же ее повышение после неудачи — атипичное изменение уровня притязаний — говорят о нереалистичном уровне притязаний или неадекватной самооценке. Люди, имеющие реалистичный уровень притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого. Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным, завышенным или заниженным притязаниям. В поведении это проявляется в выборе слишком трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, в тенденции избегать ситуаций соревнования, в некритичности оценки достигнутого, в ошибочности прогноза, и пр.
Уровень притязаний
Уровень притязаний — стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. Различные исследователи связывают его с одним из видов целей — либо с реальной, либо с идеальной. Реальная цель — та, которую, по мнению человека, он может достичь в данных конкретных условиях, которая непосредственно вытекает из сложившейся ситуации; идеальная цель – широкая, всеохватывающая цель, превышающая временные реальные цели; это цель, которую в идеале хотел бы достичь испытуемый в предлагаемой ему деятельности
Уровень развития группы
Уровень развития группы — важнейший параметр межличностных отношений. Имеется в виду общая интегративная социально-психологическая характеристика группы, обнаруживающая опосредствованность межличностных отношений содержанием и организацией совместной деятельности и действующими в группе нравственными нормами и ценностями.
Усвоение
Усвоение — основной путь обретения индивидом общественно-исторического опыта. В процессе усвоения он овладевает социальными значениями предметов и способами действия с ними, нравственными основаниями поведения и формами общения. Усвоению подлежат все содержательные компоненты поведения и побудительно-мотивационные, и операциональные (-> мотивация; операция). Усвоение значений предметов материальной и духовной культуры и способов действия с ними составляет основное внутреннее содержание процесса обучения. Стержень воспитания — усвоение нравственных норм поведения. Усвоение предполагает овладение действием по установлению нового значения предмета (в широком смысле слова), что требует первоначальной объективации условий осуществления этого действия — в виде образца, орудий, плана выполнения и пр. Эти условия могут задаваться и неявно — например, включаться в поведение других людей. Условия, от коих зависит эффективность усвоения — его качество, прочность и скорость — таковы: 1) полнота ориентировочной основы действия, подлежащего формированию; 2) предметное, логическое и психологическое разнообразие типов материала, включающего усваиваемое содержание; 3) мера управления процессом формирования действия. Выполнение этих условий наряду с усвоением нового значения (формированием понятия) приводит к образованию полноценного действия по применению этого значения. Дальнейшая судьба результатов усвоения — новых действий, понятий и форм поведения — сильно зависит от их места в структуре значимых для человека видов деятельности.
Усвоенная беспомощность
Усвоенная беспомощность — склонность организма к прекращению попыток избегать воздействия неприятного стимула, так как в прошлом все подобные попытки заканчивались неудачей. В ходе экспериментальных исследований этого феномена на собак воздействовали разрядами электрического тока, не давая им убежать. После нескольких разрядов собаки больше не пытались скрыться, даже когда им предоставлялась очевидная возможность для бегства.
Условие "любви к проститутке"
Условие "любви к проститутке" — согласно З. Фрейду — составная часть одного из мужских типов выбора сексуального объекта, сущность коего — в том, что чистая женщина никогда не является достаточно привлекательной, чтобы стать объектом любви, но привлекает только женщина, верность и порядочность коей сомнительны (любовь: условие).
Условие "пострадавшего третьего"
Условие "пострадавшего третьего" — согласно З. Фрейду — составная часть одного из мужских типов выбора сексуального объекта любовной жизни, суть коего — в том, что субъект никогда не выбирает объектом любви свободную женщину, но лишь такую, на которую может доказать права другой мужчина (=> третий страдающий).
Условие развития
Условие развития — факторы, от коих зависит развитие человека. Сюда входят люди, окружающие его с детства, их взаимоотношения, предметы материальной и духовной культуры, и многое пр.
Усталость
Усталость — комплекс субъективных переживаний, сопутствующих развитию состояния утомления. Характеризуется чувствами слабости, вялости, бессилия, ощущениями физиологического дискомфорта, осознанием нарушений в протекании психических процессов, потерей интереса к работе, преобладанием мотивации на прекращение деятельности, негативными эмоциональными реакциями. У. может возникать и при длительном выполнении однообразной деятельности. Однако возможна и парадоксальная У., не связанная с утомлением, как и отсутствие У. у объективно утомленного человека.
Установка
Установка — готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту. Понятие У. первоначально было введено в экспериментальной психологии немецкими психологами для обозначения обусловленного прошлым опытом фактора (готовности действовать тем или иным образом), определяющего скорость реагирования на воспринимаемую ситуацию (Л. Ланге) и некоторые иллюзии восприятия (Г. Мюллер, Т. Шуман), а также для описания возникающего при постановке задачи неосознаваемого состояния готовности, обусловливающего направленность различных психических процессов (Н. Ах). Позднее понятие социальной У. — аттитюда — вводится в социальную психологию и социологию для обозначения субъективных ориентаций индивидов как членов группы (или общества) на те или иные ценности, предписывающих индивидам определенные социально принятые способы поведения (У. Томас, Ф. Знанецкий). В качестве объяснительного принципа изучения психических явлений У. наиболее глубоко разработана Д.Н. Узнадзе и его школой. В общей психологии У. применяется при исследовании психофизиологических механизмов приспособления организма к предвосхищаемым ситуациям, избирательности и направленности психических процессов, механизмов неосознаваемой регуляции деятельности личности, формирования характера. В социальной психологии У. используется при изучении отношений личности как члена группы к тем или иным социальным объектам, механизмов саморегуляции, устойчивости и согласованности социального поведения, процесса социализации и изменения У., например под влиянием пропаганды, а также при прогнозировании возможных форм поведения личности в определенных ситуациях. Функция У., ее эффекты и содержание раскрываются при изучении ее роли в регуляции деятельности. Основные функции У. в деятельности: а) У. определяет устойчивый, последовательный, целенаправленный характер протекания деятельности, выступает как механизм ее стабилизации, позволяющий сохранить ее направленность в непрерывно изменяющихся ситуациях; б) У. освобождает субъекта от необходимости принимать решения и произвольно контролировать протекание деятельности в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях; в) У. может выступить и в качестве фактора, обусловливающего инертность, косность деятельности и затрудняющего приспособление субъекта к новым ситуациям. Эффекты У. непосредственно обнаруживаются только при изменении условий протекания деятельности. Вследствие этого общим методическим приемом изучения феноменов У. является прием "прерывания" деятельности. Так, субъекту для сравнения по тем или иным параметрам предъявляют два равных "критических" объекта после неоднократного предъявления отличающихся друг от друга "установочных" объектов (метод фиксации У. Узнадзе). Содержание У. зависит от места объективного фактора, вызывающего эту У., в структуре деятельности. В зависимости от того, на какой объективный фактор деятельности направлена У. (мотив, цель, условие деятельности), выделяются три иерархических уровня регуляции деятельности уровни смысловых, целевых и операциональных У. Смысловая У. выражает проявляющееся в деятельности личности отношение ее к тем объектам, которые имеют личностный смысл. По происхождению смысловые У. личности производны от социальных У. Смысловые У. содержат информационный компонент (взгляды человека на мир и образ того, к чему человек стремится), эмоционально-оценочный компонент (антипатии и симпатии по отношению к значимым объектам), поведенческий компонент (готовность действовать по отношению к объекту, имеющему личностный смысл ). С помощью смысловых У. индивид приобщается к системе норм и ценностей данной социальной среды (инструментальная функция), они помогают сохранить статус-кво личности в напряженных ситуациях (функция самозащиты), способствуют самоутверждению личности (ценностно-экспрессивная функция), выражаются в стремлении личности привести в систему содержащиеся в них личностные смыслы знаний, норм, ценностей (познавательная функция). Возникнув в конкретной деятельности, они могут проявиться при встрече личности со сходными значимыми объектами и определять ее поведение в широком круге сходных ситуаций. Такие смысловые У. становятся обобщенными У. и превращаются в черты характера личности. В отличие от целевых и операциональных У., изменяющихся в ходе обучения под влиянием речевых воздействий, инструкций, изменение смысловых У. всегда обусловлено изменением самой деятельности субъекта. Целевые У. вызываются целью и определяют устойчивый характер протекания действия. В случае прерывания действия целевые У. проявляются в виде динамических тенденций к завершению прерванного действия. Операциональная У. имеет место в ходе решения задачи на основе учета условий наличной ситуации и вероятностного прогнозирования этих условий, опирающегося на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях. Они обнаруживаются в стереотипности мышления, конформности личности и т. п. Психофизиологические механизмы, реализующие различные операциональные У., проявляются в общем тонусе организма, выражающем позу субъекта в целом, определенную преднастройку в сенсорной и моторной области, что предшествует развертыванию тех или иных способов осуществления действия.
Установка неосознаваемая
Установка неосознаваемая — для них характерны проявления двух иллюзий: 1) иллюзии контрастной; 2) иллюзии ассимилятивной. Проявление этих иллюзий видно на примере одного из опытов, где испытуемому в руки давали два шара разного объема и просили оценить, в какой руке шар больше. Пробы с разными шарами повторялись раз десять и более подряд, а затем неожиданно давались два одинаковых шара. И в этой контрольной пробе шары оценивались ошибочно — как разные по объему. Зафиксированная установка на то, что в левую руку будет дан больший шар, направляла перцептивный процесс: как правило, испытуемые говорили, что в левой руке шар меньше (иллюзия контрастная), но иногда ответы были, как в установочных пробах (иллюзия ассимилятивная). Видимо, в явлениях установки неосознаваемой проявляется особая, «досознательная» форма психики — ранняя генетически и функционально ступень развития любого сознательного процесса.
Установка умственная
Установка умственная — когда дается математический пример с применением тригонометрических символов, создается установка решать его с помощью формул тригонометрии, хотя решение может свестись к простым алгебраическим преобразованиям.
Установка этническая
Установка этническая — готовность личности воспринимать явления национальной жизни и отношений межэтнических и соответственно этому восприятию действовать в конкретной ситуации. Фокусируют в себе убеждения, взгляды, мнения людей об истории и современной жизни их общности этнической и взаимосвязей с другими народами, с людьми иных национальностей. Усилия ученых направлены на выявление механизмов, способных гармонизовать отношения межэтнические и оптимизовать установки этнические.
Установки теория
Установки теория — общепсихологическая система представлений, выделяющая в качестве центрального объяснительного понятия принцип установки. У. т. создана в трудах выдающегося грузинского психолога Д.Н. Узнадзе и его школы. Категория установки была предложена Д.Н. Узнадзе для преодоления постулата непосредственности, являющегося методологической предпосылкой в интроспективной психологии сознания и бихевиоризме. Узнадзе развил представления об установке как "целостной модификации субъекта", его готовности к восприятию будущих событий и совершению в определенном направлении действий, что является основой его целесообразной избирательной активности. Установка возникает при "встрече" двух факторов — потребности и ситуации удовлетворения потребностей, определяя направленность любых проявлений психики и поведения субъекта. В том случае, если импульсивное поведение наталкивается на те или иные препятствия, оно прерывается, начинает функционировать специфический только для сознания человека механизм объективации, благодаря которому человек выделяет себя из действительности и начинает относиться к миру как к существующему объективно и независимо от него. Для экспериментального исследования установки предложен метод фиксации, различные варианты которого применяются при анализе развития психики в фило- и онтогенезе, познавательных процессов, личности и межличностных отношений. Особое внимание уделяется изучению с позиций У. т. неосознаваемых психических явлений, понимание природы которых кардинально отличается от трактовки бессознательного в психоанализе З. Фрейда. Одна из перспектив развития У. т. — концепция уровней психической активности (Ш.А. Надирашвили).
Устойчивость
Устойчивость — целостная характеристика личности, обеспечивающая ее устойчивость к фрустирующему и стрессогенному воздействию трудных ситуаций. Она вырабатывается и формируется одновременно с развитием личности и зависит от типа нервной системы человека, от опыта личности, приобретенного в той среде, где она развивалась, от выработанных ранее навыков поведения и действия, а также от уровня развития основных познавательных структур личности.
Устойчивость к стрессу
Устойчивость к стрессу — понимается по-разному: 1) как способность выдерживать интенсивные или необычные стимулы, представляющие собой сигнал опасности и ведущие к изменениям в поведении; 2) как способность выдерживать чрезмерное возбуждение и эмоциональное напряжение, возникающее под воздействием стрессоров; 3) как способность выдерживать без помех для деятельности высокий уровень активации.
Утомление
Утомление — временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Возникает вследствие истощения внутренних ресурсов индивида и рассогласования в работе обеспечивающих деятельность систем. У. имеет разнообразные проявления на поведенческом (снижение производительности труда, уменьшение скорости и точности работы), физиологическом (затруднение выработки условных связей, повышение инерционности в динамике нервных процессов), психологическом (снижение чувствительности, нарушение внимания, памяти, интеллектуальных процессов, сдвиги в эмоционально-мотивационной сфере) уровнях. Сопровождается формированием комплекса субъективных переживаний усталости. Специфика проявлений У. зависит от вида нагрузки, локализации ее воздействия времени, необходимого для восстановления оптимального уровня работоспособности.
Ухтомский Алексей Алексеевич
Ухтомский Алексей Алексеевич - родился 13 (25) июня 1875 года в городе Рыбинске на Волге. Годы детства и юности, проведенные в небольшом волжском городке, Алексей Алексеевич всегда вспоминал с нежностью, гордился своей родиной, всю жизнь называл себя «волгарем». Закончив начальную гимназию, по настоянию отца будущий ученый продолжил свое образование в среднем военно-учебном заведении — кадетском корпусе Нижнего Новгорода. Но выпускника кадетского корпуса Алексея Ухтомского не привлекала карьера военного. В то время более всего его интересовали гуманитарные науки, а именно — история, философия. Алексей переехал в Москву и, успешно сдав экзамены, стал слушателем философского и исторического факультетов Московской духовной семинарии. Глубокие философские изыскания, желание познать сущность материи, поиск ответов на извечный вопрос философии «Что есть человек?» побудили Алексея обратиться к естественным наукам, в частности к физиологии. 24-летний Алексей Ухтомский в очередной раз резко меняет сферу своих интересов и продолжает образование, поступив на физико-математический факультет Петербургского университета. В 1902 году он уже пробует силы на новом для себя поприще: талантливого, любознательного и прилежного студента приглашают для работы в физиологическую лабораторию физико-математического факультета, которой руководил в то время Н.Е. Введенский. В 1904 году, подготавливая демонстрационный опыт для лекции своего учителя, Ухтомский заметил, что у собаки в период подготовки к акту дефекации (опорожнения кишечника) электрическое раздражение двигательных точек коры головного мозга начинает тормозить движение конечностей и, напротив, усиливает возбуждение в центрах дефекации, заложенных в поясничных сегментах спинного мозга. Как только дефекация завершилась, электрическое возбуждение двигательных точек коры головного мозга начало вызывать обычное движение конечностей. Это случайное наблюдение привлекло внимание Ухтомского, который попытался найти объяснение подобного явления. Серия аналогичных опытов подтвердила мнение исследователя о том, что существует некая закономерность, объясняющая ряд законов деятельности центральной нервной системы, выделенная, описанная и названная Ухтомским доминантой. Изучению данной проблемы, разработке учения и доминанте Алексей Алексеевич посвятил несколько лет своей научной работы. Ряд научных трудов, периодически публикуемых в научных журналах, позднее были объединены им в одну работу «О зависимости двигательных кортикальных эффектов от побочных центральных влияний» — докторскую диссертацию, которую Ухтомский блестяще защитил в 1911 году. В 1912 году Ухтомскому было присвоено звание приват-доцента и предоставлено право чтения лекций студентам. Ухтомский разработал и читал курс лекций по мышечной и нервной физиологии и физиологии органов чувств. Новый 1915 год принес перспективному ученому звание прозектора (ассистента профессора, подготавливающего анатомические препараты, опыты, иллюстрирующие его лекции) физиологической лаборатории Петроградского университета. Ухтомский помогает Введенскому в работе над его концепцией лабильности, продолжает трудиться над собственной теорией. В 1918 году Алексей Алексеевич Ухтомский стал штатным доцентом, а чуть позже — профессором и заместителем заведующего физиологической лабораторией. После смерти Введенского в 1924 году он возглавил работу лаборатории, стал заведующим кафедрой физиологии Ленинградского университета, которой руководил до своей кончины. Ухтомский продолжил разработку того нового направления в физиологической науке, фундамент которого был заложен Н.Е. Введенским. Научные работы А. Ухтомского и его учеников были посвящены физиологии нервно-мышечного аппарата и нервных центров. Он ставил перед собой задачу найти на нервно-мышечном препарате принципиальные пути для постижения общих закономерностей жизнедеятельности органов, систем органов и организма в целом. Школа Введенского-Ухтомского, лидером которой был Алексей Алексеевич, считала, что в физиологии принципиально невозможны статические закономерности. Школа ставила своей задачей установить причины и механизмы, обусловливающие постоянно меняющееся состояние живой системы, и пришла к выводу, что вне учета роли раздражителя и истории живой системы принципиально невозможно определить закономерности течения и преобразования функций в организме. Опираясь на материалы исследований ученых своей школы, А.А. Ухтомский сформулировал взаимоотношение живой системы и раздражителя в виде следующих положений: 1) при одном и том же раздражении содержание текущей реакции определяется историей или функциональным состоянием живой системы; 2) при одном и том же функциональном состоянии живой системы содержание ее ответной реакции определяется особенностями действующего раздражителя. Ухтомский доказал ошибочность распространенных представлений о рефлекторной деятельности, которая якобы имеет лишь защитное значение для организма и направлена на удаление или прекращение раздражения. Он подчеркнул, что рецепторы организма животного не могли развиваться, если бы рефлекторная система только защищала их от сближения с раздражителем. На примере анализа рефлекса экстензорного толчка (разгибания конечностей) А.А. Ухтомский обосновал представление, согласно которому рефлекторная система в первую очередь дает место реакциям сближения со средой, позволяющим распознавать ее, тогда как реакции защитного и отрицательного значения выступают лишь во вторую очередь. Окончательно учение Ухтомского о доминанте было сформулировано в 1922 году. В настоящее время оно вошло в повседневный клинический обиход. В психологии доминанта принята как физиологическая основа и предпосылка поведения. Под доминантой Ухтомский понимал временно господствующий в центральной нервной системе рефлекс или рефлекторное поведение. Господствующий в центральной нервной системе очаг возбуждения преобразует и изменяет работу прочих рефлекторных аппаратов в целом. Так, например, если в организме в данный момент осуществляется рефлекторный акт, связанный с приемом пищи, то он перестает реагировать на те раздражители, которые в других условиях вызывали бы у него защитные рефлексы. То же самое можно сказать и в отношении защитного рефлекса, полового рефлекса и т.д., когда при осуществлении одних рефлекторных движений исключается возможность выполнения других. Доминанта — рабочий принцип и основное правило деятельности нервной системы, которому подчиняется осуществление любой рефлекторной реакции организма. Доминанта характеризуется следующими основными чертами: 1) в центре, становящемся доминантным, повышается возбудимость; 2) возбуждение в этом центре отличается стойкостью: оно не может быть мимолетным во времени; 3) доминирующий центр способен стимулировать возбуждение; 4) возбуждение доминантного центра обладает инерцией; дальние волны возбуждения подбадривают установившуюся доминантную реакцию, ускоряя ее разрешение; 5) возбуждение доминантного центра сопряжено с торможением других рефлекторных механизмов, не принимающих участия в доминантной реакции. Разрабатывая учение Введенского о физиологической лабильности, Ухтомский создал собственное учение об усвоении ритма (работа 1926 года «Усвоение ритма в свете учения о парабиозе»). Учение об усвоении ритма используется и сегодня в физиологических исследованиях для понимания деятельности нервных клеток и отдельных структур мозга, а также при конструировании ряда автоматических устройств. В 1927 году были опубликованы книга Ухтомского «Физиология двигательного аппарата», развивающая оригинальную систему взглядов ученого на понимание природы утомления, а также монография «Учение о парабиозе». С 1928 года А.А. Ухтомский, в связи с выдвинутым им учением об усвоении ритма, предпринял глубокую разработку проблемы физиологической лабильности. Лабильность — характеристика живой ткани, выражающая способность ее воспроизвести определенное максимальное число возбуждений в единицу времени. Длительность протекания одиночного возбуждения характеризует ритм возбуждений, который способен воспроизвести тот или иной орган в единицу времени. Для классической физиологии этот ритм является постоянной и неизменной характеристикой органа, что привело к представлению о собственном ритме, различном и неизменном для разных органов. Ухтомский установил способность органов и организма в целом перестраивать ритм своих возбуждений в соответствии с ритмом раздражений, навязываемым извне. Орган способен в широких пределах менять ритм воспроизводимых им возбуждений, удлиняя или укорачивая длительность протекания каждого возбуждения в отдельности, что дает возможность органу усваивать более высокие ритмы раздражения, присущие тому или иному органу. Им было доказано, что в процессе усвоения ритма деятельность и работоспособность органа не понижается, как этого можно было бы ожидать, а наоборот, повышается, сопровождается увеличением интенсивности обмена веществ и сокращением цикла или длительности отдельного возбуждения. Этот факт огромной принципиальной важности окончательно исключил возможность понимания процесса торможения как результата истощения деятельности организма. Опираясь на учение об усвоении ритма и физиологической лабильности, А.А. Ухтомский незадолго до смерти поставил проблему биологического равновесия. Биологические системы, по мнению Ухтомского, характеризуются скоростями восстановления равновесия, причем они либо возвращаются к исходному состоянию равновесия, либо переходят к новому состоянию равновесия. С этой точки зрения, приспособляемость организма к среде следует рассматривать не только как способность более или менее быстрого возвращения к так называемому исходному равновесию, но и как способность создания новых видов равновесия. Алексей Алексеевич был блестящим педагогом. Каждой лекции предшествовала тщательная подготовка. В аудитории, где читал лекцию Ухтомский, можно было увидеть не только студентов, аспирантов, но и прославленных ученых. Впервые в истории высшего образования он вел курс лекций по высшей нервной деятельности и сравнительной физиологии, принимал активное участие в организации рабочего факультета при Петроградском университете (открыт в 1919 году) и кафедры физиологии труда (работала с 1930 года). Одному из учеников А.А. Ухтомского, профессору М.И. Виноградову, принадлежит следующая, достаточно меткая характеристика личности Ухтомского: «Всякий, кому приходилось встречаться с этим глубоким и своеобразным умом, выносил незабываемое впечатление громадной умственной мощи и в то же время чрезвычайной тонкости и проникновенности». В 1931 году Алексей Алексеевич Ухтомский был награжден Ленинской премией, в 1935-м – избран действительным членом Академии наук СССР. Умер выдающийся русский физиолог А.А. Ухтомский 31 августа 1942 года в осажденном фашистами Ленинграде.
Учебный анализ
Учебный анализ — психоаналитическая процедура, служащая целям образования высоко квалифицированных психоаналитических кадров. Будущий психоаналитик участвует в консультировании своего преподавателя в качестве пациента (Goodman S. (Ed.) „Psychoanalitic Education and Research“, N.Y., 1976). Необходимость таких учебных процедур определяется тем, что психоаналитик должен не только владеть определенными теоретическими знаниями и навыками установления личных контактов, но и научиться отслеживать проявление своих собственных комплексов, сознательно контролировать контрперенос, а также взаимодействовать со своим бессознательным. Процедура „учебного анализа“ включает в себя порядка трех сотен сеансов психоанализа.

МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
ЦЕНТР ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

КЛИНИКА ПСИХОЛОГИИ
И ПСИХОТЕРАПИИ

НАШИ ТЕЛЕФОНЫ: 8 (495) 650-98-80, 8 (495) 650-94-20

logo

что вас беспокоит
открытие индивидуальности