Словарь терминов

Юм Дэвид
Юм Дэвид — британский дипломат, историк, философ, публицист эпохи Просвещения (1711—1776). Сформулировал главные принципы новоевропейского агностицизма. Основные философские сочинения: "Трактат о человеческой природе, или Попытка применить на опыте метод рассуждения к моральным предметам" (1739—1740), "Опыты" ("Эссе" — 1741), "Исследование о человеческом познании" (1748), "Исследование о принципах морали" (1752), "Диалоги о естественной религии" (опубликованы в 1779г.) и др. В центре философских размышлений Юма находилась проблема человека. Полагая, что "все науки в большей или меньшей степени имеют отношение к человеческой природе", Юм считал особо значимой разработку философской концепции человека. В качестве же первооснования последней, по Юму, призвана выступить теория познания. Человек, согласно Юму, — существо разумное, общественное, деятельное, а также в силу разнообразных потребностей склонное к "различным делам и занятиям" вкупе с увлечением наукой. Крайности в философских трактовках человека Юм осуждал, ибо, по его мнению, "смешанный образ жизни" людей не дает этому достаточных посылок. Юм стремился преодолеть как традиционно резкое (в духе рационализма) противопоставление опыта и разума, который якобы извне корригирует материал, предоставляемый органами чувств, так и крайний эмпиризм идеи бездуховного, эмоционально-непредрасположенного субъекта, пользующегося исключительно односторонне-чувственным самодостаточным опытом. Юм не счел необходимым увязывать построение теории познания с исследованием проблемы способов возникновения ощущений людей, считая этот Вопрос уделом "анатомов и естественников". Исходным пунктом собственной модели теории познания Юм избрал понятие "впечатление". "Впечатления" у Юма - готовые, имеющиеся в душе, "все наши более живые восприятия, когда мы слышим, видим, осязаем, любим, ненавидим, желаем, хотим". Для "впечатлений", - утверждал Юм, - "не существует отдельного имени ни в английском, ни в каком-либо другом... языке". Юм развел "впечатления рефлексии" и "впечатления ощущения". Последние он элиминировал из своей теоретико-познавательной схемы: "Ум никогда не имеет перед собой никаких вещей, кроме восприятий, и они никоим образом не в состоянии произвести какой бы то ни было опыт относительно соотношения между восприятиями и объектами". . Согласно Юму, мышление людей в состоянии лишь связывать, переставлять, увеличивать или уменьшать материал, доставляемый чувствами и опытом: ум снимает "копию" с первоначального впечатления и образует "идею" - "менее живое восприятие". Идеи сохраняются также и в случаях исчезновения породивших их восприятий. Идеи способны формировать последующие идеи и т.д. Опыт у Юма оказывается сложной чувственно-рациональной структурой. Так могут возникать любые идеи: рассудок человека, например, формулирует идею Бога, ставя человеческие качества мудрости и доброты вне всяких границ. Связывание идей возможно лишь как результат деятельности мышления и не зависит от наличия объективного аналога итога такого связывания. Причинно-следственные же связи между фактами открываются лишь посредством опыта. Основанием познания причинности выступает воспроизводящийся опыт того же рода как и обособившаяся привычка мыслить, существующая как закон причинности, неотъемлемо связанный с неким инстинктом причинности". По Юму, в основании соединения идей лежит мягкая, связующая, ассоциирующая сила (начало, качество): "каждый единичный объект, принадлежащий к какому-нибудь виду, постоянно бывает связан с некоторым единичным объектом, принадлежащим к другому виду", и "появление всякого нового единичного объекта того или другого вида, естественно, переносит мысль к его обычному спутнику". Юм первым по-настоящему серьезно исследовал "причинность" как явление и понятие. По Юму, на основании только лишь примеров мы никогда не бываем в состоянии открыть необходимую связь между явлениями природы... То, что принято называть "причиной", - это не более чем присущая душе человека привычка наблюдать одно явление после другого и заключать из этого, что явление более позднее во времени зависит происхождением от более раннего. Осознание реального характера причинных связей Юм именовал верой: "Разум никогда не может убедить нас в том, что существование одного объекта всегда заключает в себе существование другого; поэтому, когда мы переходим от впечатления одного объекта к идее другого или к вере в этот другой, то побуждает нас к этому не разум, а привычка, или принцип ассоциации". Согласно Юму, причинность выживает как принцип лишь в границах тех дисциплин, которые удается трансформировать в отрасль психологии (религиоведение, гражданская история и этика), ибо "все мнения и понятия о вещах, к которым мы привыкли с детства, пускают корни так глубоко, что весь наш разум и опыт не в силах искоренить их, причем влияние этой привычки не только приближается к влиянию постоянной и нераздельной связи причин и действий, но и во многих случаях превосходит его", при этом "...более половины мнений, преобладающих среди людей, обязаны своим происхождением воспитанию...". Высшая цель человеческого познания - интегрирование эмпирически установленных причин естественных явлений и подчинение многообразия особых следствий ограниченной совокупности общих конечных причин. Закон причинности приложим лишь к сфере опыта: переход от эмпирии к трансцендентному недопустим. Проблема существования сложной объективной структуры индивидуального опыта, которую сформулировал Юм, результировалась впоследствии в сопряженной концепции Канта. Рассуждения и выводы Юма по этому вопросу стали теми достижениями философии, которые содействовали ее дальнейшей эволюции и генезису ее новых направлений. Человек у Юму социален по своей собственной природе и постепенно эволюционирует, адаптируя разнообразные общественные добродетели. Выгода социального устройства жизни людей связана с сопутствующим процессом роста "силы, умения и безопасности". Частная собственность и справедливость, отнюдь не предполагающие социального равенства, - основы процветания общества в понимании Юма: "Историки и здравый смысл могут просветить нас относительно того, что, какими бы благовидными ни казались идеи полного равенства, реально в сущности они неосуществимы. И если бы это было не так, то это было бы чрезвычайно пагубно для человеческого общества. Сделайте когда-либо имущество равным, и люди, будучи различными по мастерству, прилежанию и трудолюбию, немедленно разрушат это равенство. А если вы воспрепятствуете этим добродетелям, вы доведете общество для величайшей бедности и, вместо того, чтобы предупредить нужду и нищету, сделаете ее неизбежной для всего общества в целом". Религиозные постулаты, возникающие как результат психологической потребности чувства, не могут, по Юму, быть постигнуты, в них можно лишь верить: опыт принципиально невозможен относительно универсума, в качестве первопричины которого примысливается Бог, а, следовательно, связи первопричины и мира не допускают каких-либо содержательных и осмысленных реконструкций. Критика вслед за Беркли "духовной субстанции" переросла у Юма в отрицание традиционной религии, противопоставление ей "естественной религии" и жесткую полемику с официальной церковью. Юм придумал и ввел в научный оборот понятие "философская интоксикация", значимое в психотерапевтической диагностике.
Юнг Карл Густав
Юнг (Jung) Карл Густав (26.07.1875 – 6.06.1961) — швейцарский психолог, психиатр и психоаналитик. Один из основателей и лидеров международного психоаналитического движения. Создатель аналитической психологии. Образование получил в Базельском ун-те, окончив медицинский фак-т (лиценциат медицины, 1900; д-р медицины, 1902). Был избран поч. д-ром ун-та Кларка (1909), Фордхэмского (1920) и Калькуттского (1938) ун-тов; поч. д-ром наук Гарвардского (1936), Оксфордского (1938) и др. ун-тов. Профессор медицинской психологии ун-тов в Цюрихе (1933—1941) и Базеле (1944—1961). Лауреат литературной премии г. Цюриха (1932). Был избран почетным представителем Германского медицинского общества психотерапии (1930) и Президентом Международного медицинского общества психотерапии (1933). В 1948 г. в Цюрихе был открыт Институт Юнга. С 1955 г. издается "Журнал аналитической психологии". С 1958 г. действует Международная ассоциация аналитической психологии. Почетный гражданин г. Кюснахта (1960). После окончания Базельского ун-та, где специализировался по внутренним болезням и психиатрии Ю. работал в психиатрической клинике Бургхельцли (Цюрих) под руководством проф. Э. Блейера (1900—1905). С 1905 по 1909 гг. был гл. врачом этой клиники. Разработал технику свободных ассоциаций, превратив ее в один их основных методов психиатрического исследования. В 1902 защитил дис. "К психологии и патологии так называемых оккультных феноменов". В 1902—1907 гг. стажировался по психологии под руководством П. Жане (Париж). В 1904 г. организовал в клинике экспериментальную лабораторию, в которой разрабатывались методы психиатрической диагностики. В 1903—1904 гг. совместно с коллегами (Э. Блейлером, К.А. Абрахамом, М. Эйтингоном и др.) заинтересовался психоанализом З. Фрейда. Начал практиковать психоаналитическую терапию. Первой психоаналитической пациенткой Ю. была С.Н. Шпильрейн, впоследствии ставшая видным психоаналитиком. В 1905—1913 гг. Ю. — приват-доцент медицинского факультета Цюрихского университета. В 1906 г. перешел на позиции психоанализа. В 1907 г. познакомился с З. Фрейдом и основал общество Зигмунда Фрейда в Цюрихе. В 1908 г. участвовал в работе 1-го Международного психоаналитического конгресса в Зальцбурге. С 1909 г. в течение пятилет был редактором "Ежегодника психоаналитических и психопатологических исследований", издававшегося Э. Блейлером и З. Фрейдом. В 1909 по приглашению С. Холла совместно с З. Фрейдом и др. посетил США, где читал психоаналитически ориентированные лекции по ассоциативной диагностике и конфликтам детской души в ун-те Кларка (Вустер, близ Бостона). Вместе с З. Фрейдом был удостоен почетного титула "доктора обоих прав". В 1911 г. по предложению З. Фрейда был избран первым президентом Международной психоаналитической ассоциации (МПА) и оставался на этом посту до 1914 г. Активно разрабатывал собственные версии исследуемых проблем. Еще в начале века создал метод ассоциаций. От испытуемого требовалась быстрая реакция на предъявляемое слово любым другим словом; заторможенность реакции, непонимание слова-раздражителя или его механическое повторение расценивалось как "индикатор комплекса", т. е. свидетельство о наличии эмоционально окрашенных представлений. Ассоциативный метод был доведен им до уровня фундаментального метода психологического исследования. В 1906—1910 гг. разработал основы учения о комплексах, в т. ч. и комплексе Электры. Эти идеи использовались и развивались в учениях З. Фрейда, А. Адлера и др. В 1911 г. проявились серьезные теоретические разногласия с З. Фрейдом, особо обострившиеся после выхода книги "Метаморфозы и символы либидо" (1912), в которой Ю. отверг сексуальную интерпретацию либидо З. Фрейдом, предложил понимание либидо как психической энергии вообще, выдвинул концепцию коллективного бессознательного и архетипов. В 1913 г. порвал с З. Фрейдом и интенсифицировал разработку собственных психологических воззрений, которые составили основу созданной им аналитической психологии — одного из наиболее представительных течений глубинной психологии. В работе "Структуры бессознательного" (1916) развил представление о существовании в психике человека, наряду с индивидуальным бессознательным, более глубокого слоя коллективного бессознательного, содержание которого составляют общечеловеческие первообразы — архетипы (образ матери-земли, мудрого старца, героя и др.), среди которых центральная роль принадлежит архетипу "самости" (das Selbst) — потенциальному ядру личности. Считал, что архетипы лежат в основе мифологии, символики сновидений, художественного творчества и т. д. В 1921 г. в книге "Психологические типы" изложил разработанную им типологию характеров, основанную на критерии направленности субъекта на внешний или внутренний мир (экстравертивной или интровертивной установке) и доминировании определенной психической функции (эмоции, мышления, ощущения, интуиции). Исследовал обширный круг разнообразных проблем: мифы, обряды, ритуалы, символику, сновидения, фольклор, религии, алхимию, психические расстройства, культуру и др. Стремился подкрепить свои теоретические изыскания эмпирическими исследованиями. В этих целях совершил ряд путешествий и экспедиций, в т. ч. в 1924—1925 гг. к индейцам Пуэбло в Аризону и Нью-Мехико (США) и в 1925—1926 гг. к Элгонам (Восточная Африка) и др. Значительное внимание уделял разработке концепции личности, в т. ч. вопросам ее становления, структуры и самореализации, понимание которых частично изложил в работах "Отношение между Я и бессознательным" (1928), "Об энергетике души" (1928), "Проблемы души нашего времени" (1931) и др. Активно занимался психотерапевтической практикой. В качестве основной задачи психотерапии выдвигал восстановление нарушенных связей между различными уровнями и системами психики. Опубликовал ряд книг по различным проблемам психологии: "Психология и религия" (1940), "О психологии бессознательного" (1943), "Психология и алхимия" (1944), "Психология и воспитание" (1946) и др. В качестве основного содержания психической жизни человека принимал процесс "индивидуации" — стремление личности к полному воплощению своих возможностей. Считал, что его аналитическая психология может быть понята как учение, психотерапия и своеобразный "путь освобождения" людей. Оказал влияние на становление и развитие психоанализа и др. направлений глубинной психологии, психологию, социологию, философию, эстетику и культурологию. швейцарский психолог и психиатр. В 1906–1913 гг. работал с З. Фрейдом, в дальнейшем отошел от классического психоанализа. Создал собственную аналитическую психологию, основанную на анализе — при использовании аналогий из мифологии — сновидений, бреда, шизофренических расстройств. В результате многолетних клинических пришел к заключению, что в психике человека существенную роль играет не только индивидуальное, но также и коллективное бессознательное, содержание которого представлено архетипами, унаследованными от предков. Центральное место занимает архетип самости (Selbst). Предложил типологию характеров на основе двух признаков: по ориентированности установки (экстраверсия — интроверсия) и по доминирующей функции (мышление, чувство, ощущение или интуиция). Разработал методику ассоциативного эксперимента.
Юность
Юность — период развития человека, соответственный переходу от возраста подросткового к самостоятельной взрослой жизни (-> зрелость). Хронологические границы юности определяются по-разному; чаще всего выделяются ранняя юность — старший школьный возраст (от 15 до 18 лет), и поздняя юность (от 18 до 23 лет). К концу юношеского периода завершается физическое созревание. Психологическое содержание юности связано с развитием самосознания, решением задач профессионального самоопределения и вступлением во взрослую жизнь. В ранней юности формируются познавательные и профессиональные интересы, потребность в труде, способность строить жизненные планы, общественная активность. В юности окончательно преодолевается свойственная предшествующим этапам онтогенеза зависимость от взрослых и утверждается самостоятельность личности. В отношениях со сверстниками при сохранении большой роли коллективно-групповых форм общения нарастает значение индивидуальных контактов и привязанностей. Юность — напряженный период формирования нравственного сознания, выработки ориентации ценностных и идеалов, устойчивого мировоззрения, гражданских качеств личности. Ответственные и сложные задачи, стоящие перед индивидом в этом возрасте, при неблагоприятных общественных или микросоциальных условиях могут приводить к острым психологическим конфликтам и глубоким переживаниям, к кризисному протеканию юности, к разнообразным отклонениям в поведении юношей и девушек от предписываемых норм общественных.
Юношеский возраст
Юношеский возраст — стадия онтогенетического развития между подростковым возрастом и взрослостью. У юношей этот временной интервал охватывает 17–21 год, у девушек — 16–20. В этом возрасте завершается физическое, в том числе половое, созревание организма. В психологическом плане главной особенностью данного возраста является вступление в самостоятельную жизнь, когда происходит выбор профессии, резко меняется социальная позиция.
Юридическая психология
Юридическая психология — общий раздел психологии, изучающий психологические проявления в условиях применения правовых норм и при осуществлении правовой деятельности. Включает в себя отрасли: криминальную психологию, судебную и исправительную.
Юрисдикция
Юрисдикция — правомочие производить суд, решать правовые вопросы. Предусмотренные законом или другим правовым актом правомочия, полномочия государственного органа давать оценку правомерности или неправомерности действий юридических или физических лиц, разрешать юридические споры, применять санкции к лицам, нарушающим законы и нормы права. Специальными органами юрисдикции являются суды, арбитражные суды, уполномоченные административные органы.
Юродивый
Юродивый — чудоковатый, помешанный. Безумец, обладающий даром пропицания. Разряд святых подвижников, избравших особый подвиг — юродство , т.е. облик безумия, принимаемый ради "поругания миру", радикального отвержения ценностей мирской жизни и служения Христу через свидетельствование о внеположности Христова пути мирской мудрости и мирскому величию.

МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
ЦЕНТР ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

КЛИНИКА ПСИХОЛОГИИ
И ПСИХОТЕРАПИИ

НАШИ ТЕЛЕФОНЫ: 8 (495) 650-98-80, 8 (495) 650-94-20

logo

что вас беспокоит
открытие индивидуальности