Словарь терминов

Я (Ich, Ego)
Я (Ich, Ego) — теоретический конструкт структуры психического З. Фрейда. Аспекты личности, содержание которых образовано актуальными процессами восприятия, мышления, научения, необходимыми для эффективной адаптации к социальному миру. Выступает посредником между Сверх–Я и Оно. Подчиняется принципу реальности.
Я (эго)
Я (эго) — сфера личности, характерная внутренним осознанием самой себя и осуществлением приспособления личности к реальности. Результат выделения человеком самого себя из среды, позволяющий ему ощущать себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, переживать свою целостность и тождественность с самим собой — в отношении прошлого, настоящего и будущего. Я формируется в деятельности и общении. Изменяя в деятельности предметной внешний мир и взаимодействуя с другими людьми, субъект отделяет свое Я от не-Я, непосредственно переживая свою неидентичность другим объектам. Я оценивается субъектом в Я-концепции, образуя ядро личности. Я — одна из компонент структуры личности в теории З. Фрейда. Согласно Фрейду, Я выделяется из Оно как особая дифференцированная часть в раннем детском возрасте — как структура, задача коей — найти реалистические формы удовлетворения желаний и влечений. Происходит от первых объектных привязанностей Оно (от комплекса Эдипа), связано с сознанием и олицетворяет то, что называется разумом и рассудительностью. Образуется как модификация части Оно, целесообразно измененной под влиянием грозящего опасностями внешнего мира. Я — это совокупность организованных сил, которая контролирует слепые силы Оно и пытается привести их в соответствие с требованиями внешнего мира. Несмотря на непосредственную связь с сознанием, Я как часть Оно остается в основном бессознательным и частично предсознательным, а его ядро — всегда бессознательно. «Несчастное существо», пребывающее в услужении у трех господ, трех тиранов — внешнего мира, Сверх-Я и Оно. Важнейший успех развития Я — переход от принципа удовольствия к принципу реальности, благодаря чему Я оказывает существенное влияние на поведение и жизнь. Представление о собственном Я развивается у ребенка из первоначального отличения собственного тела от прочего мира. Я всегда остается масштабом, коим оценивается мир. Я черпает свою энергию в Оно, под давлением коего должно проводить в жизнь его намерения, способствовать удовлетворению сексуальных, агрессивных и прочих влечений. Выполняя эту функцию, Я вынуждено наблюдать за внешним миром, формировать его правильный образ, удаляя из этой картины все добавления и искажения, идущие от внутренних источников возбуждения. В результате принцип удовольствия, безраздельно господствующий в Оно, замещается принципом реальности, обещающим большую надежность и успех. При построении реальной картины мира Я взаимодействует с системой восприятия, дающей представления о времени. В отличие от Оно, Я стремится к синтезу своих содержаний. Развитие личности идет от восприятия влечений к овладению ими и проявляется в действиях, основанных на смысле здравом и благоразумии. При этом во взаимоотношениях Я и Оно могут возникать осложнения, обусловленные необходимостью учитывать требования Сверх-Я и внешнего мира, несовместимые с требованиями Оно. Я с появлением Сверх-Я становится своеобразным полем битвы между Оно и Сверх-Я. В травматической ситуации этого внутреннего конфликта вырабатывает защиты психологические — особые формы бессознательной психической активности, позволяющие хотя бы временно облегчить конфликт и снять напряжение, а в конкретных ситуациях так исказить смысл событий и переживаний, чтобы не нанести ущерба представлениям о самом себе как соответственном некоему идеалу. В этой ситуации Я часто не справляется со своей задачей и реагирует появлением страха. Стремясь посредничать между Оно и реальностью, Я часто переводит бессознательные требования Оно в свои предсознательные рационализации, затушевывая конфликты Оно с реальностью. В то же время Я находится под контролем Сверх-Я, предписывающим ему определенные нормы поведения и наказывающим при непослушании чувством неполноценности и сознания вины. Если Я вынуждено признать свою слабость, в нем возникает страх перед реальным миром, страх совести перед Сверх-Я, невротический страх перед силой страстей Оно. Терапевтические усилия психоанализа направлены на то, чтобы сделать Я более независимым от Сверх-Я, расширить поле восприятия и реорганизовать его так, чтобы освоить новые области Оно и так укрепить Я.
Я-граница
Я-граница (границы Я) — психоаналитическое понятие, выражающее степень доступности сознанию воздействий, внешних относительно него. Выделяются: 1) Я-границы внутренние — разделяют сознание и бессознательное, препятствуя прорыву в сознание угрожающих элементов бессознательного; при гипнозе могут разрушаться; 2) Я-границы внешние — выполняют функцию контроля за поступающей через органы чувств информацией из внешнего мира, позволяя оценивать ее соответственно принципу реальности; при их разрушении предметы восприятия обретают черты нереального и причудливого, что характерно состоянию дереализации.
Я-идеал
Я-идеал — согласно З. Фрейду — одно из обозначений и функция сферы личности, выступающий как наследник комплекса Эдипа и выражение самых мощных движений Оно и судеб его либидо. Этот термин применяется в психоанализе как синоним Сверх-Я. Но ряд комментаторов теории Фрейда считает, что следует различать: 1) Сверх-Я — как результат изначальных ранне-детских идентификаций с родителями; 2) Я-идеал как результат более поздних идентификаций с куда более широким кругом лиц. Я-идеал представляет моральные общественные нормы. В течение жизни может неоднократно изменяться.
Я-концепция
Я-концепция — относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе коей он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий образ собственного Я, выступающий как установка по отношению к самому себе. Я-концепция содержит компоненты: 1) когнитивную — образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и пр. (-> самосознание); 2) эмоциональную — самоуважение, себялюбие, самоуничижение и пр.; 3) оценочно-волевую — стремление повысить самооценку, завоевать уважение и пр. Я-концепция — предпосылка и следствие взаимодействия социального, определяется опытом социальным. В ее составляющие входят: 1) физическое Я — схема собственного тела; 2) реальное Я — представление о себе в настоящем времени; 3) динамическое Я — то, каким субъект намерен стать; 4) социальное Я — соотносимое со сферами социальной интеграции: половой, этнической, гражданской, ролевой и пр.; 5) экзистенциальное Я -; как оценка себя в аспекте жизни и смерти; 6) идеальное Я-то, каким субъект, по его мнению, должен бы стать, ориентируясь на нормы моральные; 7) фантастическое Я — то, каким субъект желал бы стать, будь это возможным. Я-концепция — важный структурный элемент облика психологического личности, складываемая в общении и деятельности идеальная представленность индивида в себе, как в другом. Формирование Я-концепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего родителей. Становление Я-концепции, в конечном счете обусловленное широким социально-культурным контекстом, возникает в обстоятельствах обмена деятельностью между людьми, в ходе коего субъект «смотрится как в зеркало в другого человека» и так отлаживает, уточняет, корректирует образы своего Я. Формирование адекватной Я-концепции, и прежде всего самосознания, — одно из важных условий воспитания сознательного члена общества.
Я-либидо
Я-либидо (либидо нарциссическое) — согласно З. Фрейду — либидо, отнятое от объектов и вернувшееся к Я. Похоже на большой резервуар, из коего высыпаются привязанности к объектам и в который они снова возвращаются. Иногда отождествляется с влечением к самосохранению. Будучи обращенным на сексуальный объект, превращается в объект-либидо.
Явление
Явление: 1. Приход, появление. 2. Возникновение, начало. 3. То, в чем сказывается, обнаруживается сущность. 4. Всякое проявление чего-либо; событие, случай.
Явление массовидное
Явление  массовидное (массовидные явления психики) — социально-психологические явления, возникающие в человеческих массах (группа, толпа, население, нация и пр.). Совпадающие оценки и установки, принятые стереотипы и внушенные образцы поведения, связанные с более или менее одновременно переживаемыми психическими состояниями людей, как результат коммуникаций в группах больших. Сюда относятся многообразные виды поведения толпы, истерия массовая и паника массовая, слухи, моды, подражание, заражение, внушение и пр., а также социально-психологические особенности народов, настроения общественные, мнение общественное и пр. Систематическое изучение явлений массовидных началось в рамках двух независимых течений в XIX в.: в психологии народов (М. Лацарус, Г. Штейнталь, В. Вундт) и психологии масс (Г. Лебон, Г. Тард, Ш. Сигеле, В. Парето). Ныне они исследуются в психологии групп больших, в психологии пропаганды, в психологии торговли.
Явление субъективное
Явление субъективное — их фундаментальное свойство — непосредственная представленность субъекту. Это означает, что человек не только чувствует, мыслит, вспоминает, желает, но и знает, что знает, что чувствует, мыслит и прочее; не только стремится, колеблется или принимает решения, но и знает об этих стремлениях, колебаниях и пр. Процессы психические не только происходят в человеке, но и непосредственно ему открываются. Внутренний мир — как бы большая сцена, где происходят различные события, а люди — одновременно и действующие лица, и зрители. Эта уникальная особенность явлений субъективных открываться сознанию поражала воображение всех, кто задумывался над психической жизнью. На некоих ученых она произвела такое впечатление, что они связали с нею решение двух фундаментальных вопросов — о предмете и методе психологии.
Явление тревожное
Явление тревожное (явления тревожного ряда) — понятие, введенное Ф. Б. Березиным для обозначения смены состояний эмоциональных при нарастании тревожности. При относительно небольшой степени тревожности возникают ощущения внутренней напряженности, настороженности, дискомфорта. После этого состояние повышенной чувствительности сменяется состоянием внутренней напряженности, раздражительности, когда ранее нейтральные стимулы становятся значимыми и окрашиваются отрицательными эмоциями. Затем развивается собственно тревога — как чувство нелокализованной опасности. На следующей стадии чувство неопределенной опасности связывается с конкретными предметами. При этом объекты, с коими связывается страх, не обязательно отражают реальную причину тревоги, действительную угрозу. Наконец, развивается ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы, что порождает эмоции ужаса и панические действия (-> паника).
Явления тревожного ряда
Явления тревожного ряда — понятие, введенное Ф.Б. Березиным для обозначения смены эмоциональных состояний при нарастании тревоги. При относительно небольшой степени тревоги возникают ощущения внутренней напряженности, настороженности, дискомфорта. После этого происходит смена состояния повышенной чувствительности на состояние внутренней напряженности, раздражительности, когда ранее нейтральные стимулы начинают приобретать значимость и окрашиваются в отрицательные эмоции. Затем развивается собственно тревога, как чувство нелокализованной опасности. На следующей стадии происходит связывание чувства неопределенной опасности с конкретными предметами. При этом объекты, с которыми связывается страх, не обязательно отражают реальную причину тревоги, действительную угрозу. Наконец, развивается ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы, что порождает эмоции ужаса и панические действия.
Ядро кристаллизации чувств
Ядро кристаллизации чувств — понятие, введенное Г. Штеррингом (Storring G. „Psychologie des menschlichen Gefuhlsleben“, 2 Aufl., Bonn, 1922) и обозначающее интенциональные представления, служащие той основой, на которую накладываются различные, соответствующие им эмоциональные состояния. Воспроизведение этих представлений ведет за собой и воспроизведение всей гаммы связанных с ними эмоций. В качестве таких представлений Штерринг описывал образы (и связанные с ним установки) родителей, детей, семьи, друзей, а также абстрактные представления о честности, религиозном долге, любви к ближнему и др. По его мнению, подобные „ядра кристаллизации чувств“ формируются постепенно, на протяжении всей жизни, но могут появиться в достаточно целостном виде и после одномоментных, очень значимых или даже экстремальных обстоятельств. Штерринг выделял „гетерогенные ядра кристаллизации чувств“, обусловленные воздействием среди, авторитетов, коллективных нормативных принципов, и „автономные ядра кристаллизации“, связанные с самостоятельным пересмотре этических, религиозных и эстетических оценок, которые принимаются или отвергаются личностью, достигшей достаточной степени зрелости.
Язык
Язык — система знаков, служащая средством человеческого общения, деятельности мыслительной (мышление), способом выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению и хранения информации. Язык — носитель общественного сознания. С позиций материализма, исторически основой появления языка служит деятельность совместная людей. Язык существует и реализуется через речь.система знаков, сопряженная с универсальными правилами их связывания и служащая коммуникативным целям.
Языковой компетенции формирование
Языковой компетенции формирование [лат. competens (competentis) — соответствующий, способный] — появление и совершенствование психологической системы, включающей два компонента: речевой опыт, приобретаемый ребенком в общении и деятельности, и знания о языке, усваиваемые в обучении. Эта система развивается в результате изменения связей между ее компонентами. С изменением связей преобразуются сами компоненты и возникают новообразования внутри системы. В частности, в младшем школьном возрасте формируется "чувство языка", принципиально отличное от его предпосылок в дошкольном возрасте. Важным направлением дальнейшего Я. к. ф. является расширение функций "чувства языка" (контрольной, прогностической, эстетической). Основная единица анализа Я. к. — способ работы над языковым материалом в процессе решения нестандартных задач. Это задачи, требующие учета формализованных и неформализованных отношений в языке, поэтому они с неизбежностью предполагают обращение ребенка и к данным речевого опыта, и к знаниям о языке. Инвариантные компоненты способа работы с языковым материалом образуют структуру, релевантную (но не тождественную) структуре Я. к. Эти компоненты таковы: 1) ориентировочный — преимущественная и предпочитаемая ребенком ориентация на конкретные признаки и/или целостные характеристики языковой конструкции; 2) операциональный —отдельные операции и/или совокупности операций с материалом, выполняемые ребенком в ходе решения задач; 3) аффективно-волевой — избирательное отношение к материалу, эмоционально-рефлексивное отношение к собственным сомнениям и трудностям, подверженность или сопротивление стереотипам рутинных действий, адекватных стандартным грамматическим задачам.
Ялом Ирвин Дэвид
Ялом Ирвин Дэвид (англ. Irvin David Yalom) — американский психолог и психотерапевт, доктор медицинских наук, профессор психиатрии Стенфордского университета, а также писатель. Родился 13 июня 1931 года, в Вашингтоне в семье выходцев из России. Автор нескольких романов о профессиональной деятельности психотерапевтов и истории психотерапии. Ирвин Ялом является представителем экзистенциальной психологии — одного из направлений современной глубинной психологии. С 16 по 22 ноября 2009 года по приглашению Института повышения квалификации практикующих психологов состоялся первый, и на сегодняшний день единственный, приезд Ирвина Ялома и его супруги Мэрилин Ялом в Россию. 19 ноября в Москве Ирвин Ялом выступил перед широкой аудиторией его читателей и профессиональных психологов. Ирвин Ялом является ярым противником де-индивидуализируемого, бюрократического, формального подхода в психотерапии. Особенно резко выступал против (как он сам называл) «краткосрочной диагноз-ориентированной терапии». «Краткосрочная диагноз-ориентированная терапия», по Ялому, управляется экономическими силами, основывается на узких, формальных диагнозах, односторонняя, управляемая протоколом, «терапия для всех», без учета индивидуальности. Ялом полагал, прежде всего, что для каждого пациента должна изобретаться новая психотерапия, потому что у каждого есть уникальная история. Основой этой «новой» терапии служит терапия, построенная на межличностных взаимоотношениях «здесь и сейчас» пациента и психотерапевта, на взаимных откровениях. Не последнюю роль на формирование его взглядов оказал и психоанализ. Как считают некоторые авторы, в своих работах Ялом прошел путь от психоанализа до экзистенционально-гуманистического терапевта. Большое место в его трудах («Мамочка и смысл жизни», «Лжец на кушетке», «Дар психотерапии») отводится преодолению экзистенционального страха смерти. В последней своей работе («Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти» (2008)) он подводит итог изучению этой проблемы, и пишет: «Как только мы оказываемся способными противостоять факту своей собственной смертности, мы вдохновлены перестроить наши приоритеты, общаться более глубоко с теми, кого мы любим, ценим более остро красоту жизни и увеличиваем свою готовность взять на себя риски, необходимые для личного выполнения.»
Янус
Янус – в древнегреческой мифологии – божество времени, всякого начала и конца, выходов и входов; изображалось с двумя лицами, обращенными в противоположные стороны. В психологии используется для обозначения двуличного человека.
Ярошевский Михаил Григорьевич
Ярошевский Михаил Григорьевич (род. 1915) — отечественный психолог. В 1945 г. под руководством С.Л. Рубинштейна окончил аспирантуру и защитил кандидатскую диссертацию на тему „Учение Потебни о языке и сознании“. С этого же времени работал секторе психологии Института философии АН СССР. Преподавал в МГУ, читая курс по истории психологии. С 1951 г. по 1964 г. организовал и возглавил несколько кафедр психологии в педагогических институтах Таджикской ССР и лабораторию экспериментальной психологии в Таджикском государственном университете. С 1965 г. работал в Институте истории естествознания и техники АН СССР, в качестве заведующего сектором проблем научного творчества. Доктор психологических наук, профессор. Член редколлегии журналов „Вопросы истории естествознания и техники“ и „Психологического журнала“. Ведущий специалист по проблемам истории, теории и методологии психологии. Разработал концепцию научного творчества, представленного тремя аспектами: предметно–логическим, научно–социальным и личностно–психологическим. Автор концепции категориального анализа при изучении развития психологического познания как деятельности.    Сочинения:    Проблемы детерминизма в психофизиологии XIX в. 1961;    История психологии. 1966;    Развитие и современное состояние зарубежной психологии (совм. с Л.И. Анцыферовой);    Сеченов и мировая психологическая мысль. 1981;    Психология в XX в.;    (Ред.) Краткий психологический словарь. (совм. с А.В. Петровским).
Ясновидение
Ясновидение — получение знаний о тех или иных событиях без использования известных органов чувств или логических суждений.
Ясперс Карл
Ясперс (Jaspers) Карл (23.02.1883, Ольденбург – 26.02.1969, Базель) — немецкий философ и психиатр, один из создателей философии экзистенциализма. С 1909 по 1915 г. — ассистент Ф. Ниссля в психиатрической клинике Гейдельберга. С 1913 г. посещал Ольденбургский и Мюнхенский университеты. Прослушал философские курсы Т. Липпса, специализировался по психологии в Гейдельберге. В 1913 г. защитил докторскую диссертацию по медицине (Общая психопатология) у В. Виндельбанда, 1916 г. — профессор психологии. С 1921 г. — профессор философии в Гейдельбергском университете. В 1937 г. был отстранен от преподавания фашистским правительством. С 1948 по 1961 г. — профессор философии в Базельском университете. В „Общей психопатологии„ (Allgemeine Psychopathologie. 1913) на основе внутренних переживаний дал уточнение применяемых в психиатрии понятий. В дальнейшем дал анализ патологического развития знаменитых личностей (А. Стринберг, Ван Гог, Ницше). Рассматривал психопатологию как форму поиска человеком своей индивидуальности. Считал, что подлинный смысл бытия открывается перед ним лишь в пограничных ситуациях. Именно в этих ситуациях происходит отказ от научных представлений и стереотипов повседневности, перед человеком открывается интимная сторона мира и наступает подлинное переживание бога.    Сочинения:    Psychologie der Weltanschauungen. B., 1922;    Die geistige Situation der Zeit. B., 1932;    Nietsche. Einfuhrung in das Verstandnis seines Philosophirens. B., 1936;    Gesamelte Schriften zur Psychopathologie. B., 1963.
Ятрогения
Ятрогения  — изменения здоровья пациента к худшему, вызванные неосторожным действием или словом врача. Значительный интерес к вопросу о влиянии психики на различные физиологические и патологические процессы в человеческом организме возник у врачей и исследователей в начале XX века. Термин «ятрогения» был введен немецким психиатром Освальдом Бумке в работе «Врач как причина душевных расстройств» в 1925 году, а в русскоязычной медицинской литературе был впервые использован в работах таких психиатров и терапевтов, как  Лурия А. Р.. По определению, данному в довоенном издании Большой медицинской энциклопедии, ятрогения — это «термин, обозначающий отрицательное воздействие врача на больного, когда вместо терапевтического эффекта у больного создаются представления, усугубляющие его болезненное состояние, или образуется псих. комплекс новой болезни». Также ятрогения характеризуется как «отрицательная психотерапия». Начиная с довоенного периода и вплоть до 1970-х годов, этот термин продолжал использоваться преимущественно для обозначения психогенных болезней, возникающих от неосторожного высказывания врача.   Психогенные ятрогении проявляются в форме различных расстройств психики: неврозов, психозов, неврастений, истерий, фобий, депрессий, чувства тревоги, депрессии. Они вызываются неосторожными и неправильно понятыми высказываниями медицинского работника о состоянии здоровья пациента, ознакомлением с собственной историей болезни и специальной медицинской литературой, прослушиванием публичных лекций, особенно по телевидению. Их называют еще «болезнями слова». Эта группа ятрогений развивается также в случаях неэффективности лечения, недоверия к врачу, страха перед методами диагностики, лечения, резкой смены образа жизни.
Ящик черный
Ящик черный — модель описания, основанная на сопоставлении наблюдаемых реакций объекта на внешние воздействия при отвлечении от анализа его внутреннего устройства. Проще говоря, так именуется любой объект, живой или неживой, рассматриваемый как нечто «непрозрачное»: о нем и о его внутреннем содержании можно судить, только оказывая на него некие воздействия (подавая сигналы на вход «ящика») и наблюдая его реакцию (считывая сигналы с выхода «ящика»). Понятие предложено У. Р. Эшби и относится к числу основных в кибернетике: любую биологическую систему (организм) можно представить в виде «ящика черного». Анализируя поведение такой модели и сравнивая его с поведением биологической системы, можно сделать ряд выводов о последней. Наглядный пример использования в психологии моделей типа «ящика черного» — эксперименты и их интерпретация в бихевиоризме.
Я–иделальное
Я–иделальное — теоретическое понятие концепции личности К. Роджерса. Образовано представлениями индивида о том, каким он должен или может стать в лучшем случае.
Я–концепция
Я–концепция — система представлений человека о самом себе. В рамках единой Я–концепции выделяют различные ее составляющие: 1. Я–физическое как схема собственного тела; 2. Я–социальное, соотносимое со сферами социально интеграции: половой, этнической, гражданской, ролевой; 3. Я–экзистенциальное как оценка себя в аспекте жизни и смерти. Формирование Я–концепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего родителей.

МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
ЦЕНТР ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

КЛИНИКА ПСИХОЛОГИИ
И ПСИХОТЕРАПИИ

НАШИ ТЕЛЕФОНЫ: 8 (495) 650-98-80, 8 (495) 650-94-20

logo

что вас беспокоит
открытие индивидуальности