Словарь терминов

Халл Кларк Леонард
Халл Кларк Леонард (1884 -1952 гг.) — американский психолог, представитель необихевиоризма, автор гипотетико-дедуктивной концепции поведения.Родился в семье бедного фермера, в нескольких милях от провинциального городка в штате Нью-Йорк. Впоследствии этот путь мальчику приходилось ежедневно проделывать, чтобы попасть в школу. Полноценного школьного образования он не получил, поскольку был очень слаб здоровьем, часто болел и постоянно из-за этого пропускал занятия. Но способности и трудолюбие позволили ему освоить школьную программу настолько, что в возрасте 17 лет ему было предложено попробовать себя в роли учителя. Малооплачиваемая учительская должность в провинциальной школе часто оказывалась вакантной, и одаренный сельский паренек охотно воспользовался представившейся возможностью заработать лишний доллар. Юный Халл мечтал сделать карьеру и выбиться из нищеты. Он поступил учиться в Мичиганский университет и получил профессию горного инженера. Но, приступив к новой работе, заболел полиомиелитом и навсегда остался хромым. Ему пришлось выбирать менее подвижную профессию. Всю последующую жизнь он сильно хромал и вынужден был постоянно носить металлический корсет. Врожденная близорукость неуклонно прогрессировала. Но Халл не сдался. В вопросе переквалификации он определился без колебаний. Прочитав «Основы психологии» Вильяма Джеймса, он решил стать психологом. Несколько раз он был вынужден прерывать учебу, чтобы преподаванием заработать на жизнь. Благодаря неугасимому стремлению к величию Халл смог преодолеть все обстоятельства. В 1918 году, в возрасте 34 лет, Кларк Халл получил степень доктора философии в Висконсинском университете, где он изучал горное дело, прежде чем переключиться на психологию. В течение 10 лет он оставался на факультете Висконсинекого университета. В 1929 г. Кларк Халл стал профессором Иельского университета, где продолжил исследования в области поведения, основанные на законах условных рефлексов Павлова, написал ряд статей. Кларк Халл изучал процессы формирования концепций, проводил многочисленные тесты и измерения и в итоге издал серьезный учебник по прикладным методам проверки способностей. Он работал над внедрением практических методов статистического анализа и изобрел машину для расчета корреляций, которая была выставлена в Смитсоновском центре в Вашингтоне, округ Колумбия. Он посвятил десять лет исследованиям гипноза и внушаемости, опубликовал 32 научные статьи и книгу, которая суммировала его опыт. Профессиональную преподавательскую деятельность начал в Висконсинском университете, где вел курс медицинской и экспериментальной психологии, а также тестологии. Xалл был создателем одной из школ необихевиоризма — направления, которое исходит из того, что организация поведения не ограничивается прямой реакцией организма на стимулы, но зависит также от других факторов. Xалл стремился придать психологической теории стройность и точность, свойственные физико-математическим наукам. Исходя из этого, он считал, что в психологии следует выдвинуть несколько общих теорем (подобно геометрии Евклида или механике Ньютона), подвергнуть их экспериментальной проверке и в случае, если они опытом не подтвердятся, преобразовать их в более адекватные положения. Такой подход, изложенный им в работах "Принципы поведения" (1943 г.), "Системы поведения" (1952 г.) получил название гипотетико-дедуктивного метода. Xалл опирался в основном на учение И.П. Павлова об условных рефлексах, считая, что важнейшую роль при использовании этого понятия следует придать силе навыка. Для того чтобы эта сила проявилась, необходимы определенные физиологические потребности. Из всех факторов решающее влияние на силу навыка оказывает редукция потребности. Чем чаще она редуцируется, тем сила навыка больше. Что касается величины редукции потребности, то она определяется количеством и качеством подкреплений. Кроме того, сила навыка зависит от интервала между реакцией и ее подкреплением, а также от интервала между условным раздражителем и реакцией. Используя понятие И.П. Павлова о подкреплении, Xалл разделил первичное и вторичное подкрепление. Первичным подкреплением является, например, пища для голодного организма или удар электрическим током, вызывающий прыжок у крысы. Потребность соединена с раздражителями, реакция которых, в свою очередь, играет роль подкрепления, но уже вторичного. Изменение положения тела, связанное с последующим кормлением (первичное подкрепление), становится вторичным подкреплением. Xалл полагал, что можно строго научно объяснить поведение организма без обращения к психическим образам, понятиям и другим интеллектуальным компонентам. По его мнению, для различения объектов достаточно такого образования как потребность. Если в одном из коридоров лабиринта животное может найти пищу, а в другом — воду, то характер его движений однозначно определяется потребностью и больше ничем. Xалл первым поставил вопрос о возможности моделирования условнорефлекторной деятельности, высказав предположение о том, что если бы удалось сконструировать из неорганического материала устройство, способное воспроизвести все существенные функции условного рефлекса, то, организовав из таких устройств системы, можно было бы продемонстрировать настоящее научение методом проб и ошибок. Тем самым предвосхищались будущие кибернетические модели саморегуляции поведения. Xалл создал большую школу, стимулировавшую разработку применительно к теории поведения физико-математических методов, использования аппарата математической логики и построения моделей, на которых проверялись гипотезы о различных способах приобретения навыков.Теория научения Халла сосредоточена на принципе подкрепления. Закон о первичном подкреплении: когда связь между стимулом и реакцией сопровождается снижением потребности организма, то возрастает вероятность, что при последующем возникновении такого же стимула будет возникать такая же реакция. Халл полагал, что связь между стимулом и реакцией усиливается при многократных повторениях подкрепления. Он назвал силу связи S-R силой привычки, она является функцией подкрепления и имеет отношение к постоянному формированию условных рефлексов. В 1948 году у К. Халла случился инсульт. Он скончался в Нью-Хейвене, четыре года спустя, 10 мая 1952 года. В своей последней работе «Система поведения» он выразил сожаление о том, что третьей книге, которую он собирался написать, так и не суждено увидеть свет.
Хаос
Хаос — означает, прежде всего, "зев", "зевание", "зияние", "разверстое пространство", "пустое протяжение". Согласно Гесиоду, Хаос располагается среди первопотенций наряду с Геей, Тартаром и Эросом; ему дается одновременно и физическое (Хаос как бесконечное и пустое мировое пространство) и мифологическое понимание Хаоса (он порождает из себя Эреб и Никту, и они Эфир и Гемеру). У схолиастов Хаос мыслился то как вода (с фантастической этимологией от cheo, "лью", "разливаю"), то как разлитый воздух, то по-платоновски как место разделения и расчленения стихий. Из досократиков Акусилай и Ферекид считали Хаос началом всякого бытия. При этом Ферекид отождествлял Хаос с водой, то есть с заполненным пространством. Ни Гомер, ни Пиндар, ни Эсхил, ни Софокл ни разу не употребляют этот термин. У Еврипида Хаос является пространством между небом и землей, а Проб, который приводит этот фрагмент из Еврипида, считает Хаос воздухом, заполняющим место между небом и землей. В космогонии Аристофана "Птицы" Хаос фигурирует в качестве первопотенции наряду с Эребом, Ночью и Тартаром (о Земле говорится, что вначале ее не было). От Эреба и Ночи - мировое яйцо, а из мирового яйца - эрос. Эрос же из смеси всего порождает Землю, Небо, Море, богов и людей. От Хаоса Эрос порождает в тартаре птиц, которые тоже, очевидно, понимаются здесь как дно из первых космогонических начал (так, Хаос у Аристофана выступает уже как мифологический персонаж, порождающий мировую жизнь, на пародийном языке Аристофана - птиц). Либо это собственная космогония Аристофана, либо это пародия на орфическую космогонию, где тоже фигурирует мировое яйцо, порожденное Никтой. В "Облаках" Хаос вместе с Облаками и Языком является богом Сократа, и тот даже им клянется. Так, к концу классического периода в Греции существуют две концепции Хаоса, исходящие из гесиодовской концепции. Одна выдвигает на первый план понятие Хаоса как физического пространства, пустого или чем-нибудь наполненного; а другая понимает Хаос как нечто живое и животворное, как основу мировой жизни. Первая концепция углубляется Аристотелем и еще больше Платоном. Аристотель в "Физике" понимает Хаос Гесиода просто как физическое место, где находятся те или иные физические тела. Платон же, хотя сам и не использует этого понятия, по свидетельству гесиодовского схолиаста, под Хаосом понимал свою "всеприемлющую природу", то есть то, что обычно называется у Платона материей. Это - то невидимое и неосязаемое, лишенное всяких физических качеств начало, которое получается после исключения из физического тела всех его реальных свойств, то, что нельзя даже назвать каким-нибудь именем, ибо всякое имя предмета всегда приписывает ему то или иное свойство. Это - чистая материя, самый факт существования тела, не зависимый ни от каких его реальных качеств. Хаос - не какое-нибудь тело, но принцип непрерывного становления тела. Стоики не вышли за пределы классического определения Хаоса. Хаос объявлялся либо "влагой", либо просто "водой". Зенон так понимал гесиодовский Хаос: из оседания Хаоса, по его мнению, получался ил, из отвердения его - земля. Другое понимание стоиками Хаоса как пространства - вместилища вещей: "… Хаос есть место, вмещающее в себя целое. Именно, если бы он не лежал в основании, то ни земля, ни вода, ни прочие элементы, ни весь космос не могли бы и возникнуть. Даже если мы по примышлению устраним все, то не устранится место, в котором все было. Но оно остается, содержа три измерения: длину, глубину и ширину, не считая сопротивления". У ряда авторов обе точки зрения совмещены, то есть Хаос есть вода, первоэлемент, но вода путем сгущения или разрежения превращается в разные тела, так что сам по себе "хаос есть расчленение и разделение на элементы" и, по Корнуту "Хаос есть возникшая до разделения влага". У Манилия: "Хаос некогда расчленил смешанные первоначала вещей при их возникновении" ("Астрономия"). Таким образом, стоики объединили понятие Хаоса с элементами, так что Хаос представлялся им как бы пределом разреженного состояния элементов и, с другой стороны, творческим началом, "принципом" разделения элементов, хотя сам он и лишен всякого разделения и расчленения. Понимание Хаоса как бесконечной протяженности, причем не относительно пространства, как обычно, а времени, встречается у Марка Аврелия: "Обрати внимание на то, как быстро все предается забвению, на Хаос времени, беспредельного в ту и другую сторону…", Хаос мыслится как некоего рода вечность. Далее Хаос понимается как беспорядочное состояние материи. Этот момент в скрытом виде находился во всех тех учения, которые вообще понимали Хаос как принцип становления. Досократики Эмпедокл и Анаксагор и поэт Аполлоний Родосский уже оперируют первозданной беспорядочной смесью материальных стихий. Но у Овидия его мироздание прямо начинается с хаоса вещей, и сам Хаос трактуется как rudis indigestaque moles, "нерасчлененная и грубая глыба", хотя уже с животворными функциями. В обстановке надвигающегося монотеизма в религии и принципата в политике Овидий уже чувствует необходимость некоего специального, творческого начала для превращения беспорядочной материи в упорядоченный космос. Для этих целей выступает у него сначала некий deus et melior natura, ("бог и лучшая природа"), затем quisquis illi deorum ("тот какой-то из богов"), даже cura dei ("промысел бога"), потом и прямо mundi fabricator, ("устроитель мира") и opifex rerum ("мастер вещей"). Это оформляющее и организующее начало получает в "Фастах" Овидия глубокую философскую формулировку. Античная мысль вообще двигалась в направлении тех формул, которые можно было бы привлечь для характеристики Хаоса как принципа становления. Стали замечать, что в Хаосе содержится своего рода единство противоположностей: Хаос все раскрывает и все развертывает, всему дает возможность выйти наружу, и в то же самое время он и все поглощает, все нивелирует, все прячет вовнутрь. Образ Хаоса в виде двуликого Януса, выступающего как творческое, начало имеется у Овидия. Янус называет себя res prisca ("древняя вещь") и Хаосом. Когда все стихии распределились по своим местам и образовался стройный космос, то Янус, который раньше был globus et sine imagine moles (" глыба и безликая громада"), получил определенный facies ("лик") и достойный бога вид. Но и теперь, говорит он, имеется у него остаток прежнего состояния, а именно: способность видеть все вперед и назад. Кроме того, Янус своей собственной рукой все открывает и закрывает, являя как бы мировой дверью. Он может развернуть мир во всей его красоте и может придать его уничтожению. Античная концепция Хаоса выдвигала на первый план творческие и животворные моменты этого понятия. У орфиков Хаос оказался в самом близком отношении к мировому яйцу, породившему из себя весь мир. Интересно рассуждение у Климента Римского ("Беседы"), излагающего эти древние учения: "Орфей уподобляет Хаос яйцу. Ведь в яйце - слияние первых элементов. Гесиод предположительно называет Хаосом то, что Орфей называет порожденным яйцом, выброшенным из безграничности материи". Климент Римский пишет о первоначальном беспорядочном состоянии материи, которое постепенно превратилось в этот Хаос-яйцо, а отсюда появляются и все реальные формы мира. О гесиодовском Хаосе у Симпликия в Комментариях к "Физике" Аристотеля говорится: "Ясно, однако, что это - не пространство, но беспредельная и изобильная причина богов, которую Орфей назвал страшной бездной". Симпликий развивает мысль, что Эфир и Хаос являются теми тезисом и антитезисом, из слияния которых образуется все бытие: из Эфира - эманации богов, а из Бездны- Хаоса возникает вся беспредельность. В окончательной форме эта концепция сформулирована у Гермия Александрийского: монада - Эфир, диада - Хаос, триада - яйцо. Следовательно, хаос диадичен в орфико-пифагорейском смысле этого слова. Однако исходным пунктом является здесь не диада, а монада, и уже в монаде заключено в свернутом виде все развертываемое в диаде. Поэтому и неоплатоники представляли Хаос как монаду. В Комментарии к "Государству" Платона Прокл говорит о noeton chaos , то есть об "умопостигаемом хаосе" как об исходном пункте всех эманаций и как о той конечной точке, к которой возвращаются все эманации. Учение о совпадении начал и концов в Хаосе для античного мышления - одна из типичнейших тем. Из этого видно, что Хаос действительно есть принцип непрерывного, неразличимого и бесконечного становления, то есть то, что пифагорейцы и орфики называли диадой и без чего невозможно существование ни бога, ни мира, ни людей, ни божественно-мировой жизни вообще. Хаос получил яркое развитие и в качестве мифологического персонажа, начиная еще с Гесиода. У орфиков Хаос вместе с Эфиром был порождением Хроноса, но сам Хронос рисовался как крылатый дракон с головой быка и льва и с лицом бога, который к тому же именовался еще и Гераклом. С другой стороны, Хаос и Эфир порождали из себя некоего Андрогина, муже-женское начало, являвшееся началом всех вещей. Сам же Хаос у орфиков трактовался как "страшная бездна". Отсюда уже очень близко до того нового значения слова "хаос", которое встречается по преимуществу в римской литературе и которое либо очень близко связывает Хаос с аидом, либо прямо отождествляет его с ним. Хаос есть та бездна, в который разрушается все оформленное и превращается в некоторого рода сплошное и неразличимое становления, в ту "ужасную бездну", где коренятся только первоначальные истоки жизни, но не сама жизнь. Римляне прибавили к этому еще и острый субъективизм переживания, какой-то ужасающий аффект и трагический пафос перед этой бесформенной и всепоглощающей бездной. Уже у Вергилия перед самоубийством Дидоны жрица взывает к богам, Эребу и Хаосу - характерная близость Хаоса к подземному миру. У Овидия Хаос прямо отождествляется с аидом. У Сенеки Хаос - общемировая бездна, в которой все разрушается и тонет. В других текстах Сенеки Хаос понимается как аид. В трагедиях Сенеки Хаос из абстрактной космической картины превратился в предмет трагического пафоса ("Медея", "Федра", "Эдип" и др.), в тот мифологический образ, который одновременно и универсален, и космичен, и переживается глубоко интимно и экстатически. Последним этапом в развитии античного представления о Хаосе является его неоплатоническое понимание. Поскольку неоплатонизм является позднейшей реставрацией всей древней мифологии, он по необходимости превращал живую и конкретную мифологию в философскую систему абстрактных понятий и по необходимости становился абсолютным идеализмом, в котором главную роль играла теория чистого мышления. Но и в области чистого мышления тоже имеются свои формы и своя бесформенность, свой предел и своя беспредельность, свои законченные образы и свое непрерывное и бесконечное становление. Именно в этом плане древний образ Хаоса опять начинал играть свою основную роль. Но уже как один из организующих принципов чистого мышления. Хаос представляется как величественный, трагический образ космического первоединства, где расплавлено все бытие, из которого оно появляется и в котором оно погибает, поэтому Хаос есть универсальный принцип сплошного и непрерывного, бесконечного и беспредельного становления. Античный Хаос есть предельное разряжение и распыление материи, и потому он - вечная смерть для всего живого. Но он является также и предельным сгущением всякой материи. Он - континуум, лишенный всяких разрывов, всяких пустых промежутков и даже вообще всяких различий. И потому он - принцип и источник всякого становления. Вечно творящее живое лоно для всех жизненных оформлений. Античный Хаос всемогущ и безлик, он все оформляет, но сам бесформен. Он - мировое чудовище, сущность которого есть пустота и ничто. Но это такое ничто, которое стало мировым чудовищем, это - бесконечность и нуль одновременно. Все элементы слиты в одно в одно нераздельное целое, в этом и заключается разгадка одного из самых оригинальных образов античного мифологически-философского мышления.
Характер
Характер [греч. charakter — печать, чеканка, зарубка] — подструктура личности человека, образуемая индивидуально-своеобразным комплексом устойчивых особенностей (черт, диспозиций), определяющих присущие данному человеку типичные формы и способы достижения целей (инструментальные проявления Х.) и самопроявления в общении с другими людьми (экспрессивные проявления Х.). Этимологически слово "Х." употребляется в трех значениях: 1) применительно к любым объектам и явлениям (Х. процесса, Х. ландшафта) как обозначающее их "образное своеобразие", нечто "характерное" для них; 2) применительно к животным и человеку как обозначающее их душевное (психическое) своеобразие; 3) применительно только к человеку как характеризующее его не только с психологической, но и с морально-этической стороны (хороший или плохой, сильный или слабый Х., "с Х." или бесхарактерный). Наука о Х. в психологическом значении слова — характерология — имеет столь же длительную историю, как и сама психология. На протяжении тысячелетий характерология как сфера науки, искусства и житейской мудрости стремилась решить две основные задачи: типологизации Х. (темпераментов) и определение Х. (или темперамента) по тем или иным внешним признакам (или "психогностика") (В. Штерн). Различия человеческих Х. как наиболее существенных свойств и особенностей человека, определяющих его внешний облик и поведение (индивидуальные различия в широком смысле), с глубокой древности обращали на себя внимание философов и врачей. Древнейшая из известных типологий Х., основанная на 12 астрологических знаках, которые обозначают особенности жизни и связанные с ними свойства поведения разных животных, приписывается древневавилонскому мудрецу Аккадеру (XXX в. до н. э.). Дальнейшее развитие астрологическая типология получила в труде К. Птолемея "Тетрабиблос", в котором утверждалось, что положение звезд во время рождения человека оказывает решающее влияние на его индивидуальные особенности и на протяжении всей жизни определяет его судьбу, при этом все многообразие характеров и судеб описывалось теми же двенадцатью основными типами, которые практически не изменились до настоящего времени. Основы представления о Х. как типе социального поведения заложил Платон, который, исходя из своей теории строения души, описал 5 главных типов Х.: нормальный, тимократический, олигархический, демократический и тиранический. Типологическую традицию Платона продолжил и развил ученик Аристотеля Теофраст (IV—III в. до н. э.) в знаменитых "Характерах", трактате, считающимся первым настоящим исследованием Х. Отталкиваясь от одной доминирующей черты, Теофраст описывает тип Х.: насмешник, пустослов, угодник, болтун, тупица, грубиян, ворчун, трус и т. д. Расширенный перенос Теофраста в Новое время осуществил в XVII в. его переводчик и популяризатор Лабрюйер в собственных "Характерах". Представления медицинского естествознания о типах Х. тесно переплетается с учением о темпераменте и конституции как соматическом типе строения организма человека. Конкретный тип темперамента, так же, как и Х., мог объясняться, например, преобладанием в организме определенного "гумора" (Гиппократ, Гален), составом крови (Аристотель), влиянием космогонических факторов (Парацельс), типом сложения (Э. Кречмер), особенностями воли (Л. Клагес) и т. д. Типологии Х., в основе которых лежит заложенное в античности учение о темпераментах, соединившее в своих основах идеи морфологической (конституция) и физиологической ("соки", кровь и проч.) обусловленности психического своеобразия человека, более чем за 2000 лет до настоящего времени не претерпели ничего существенно нового. В Новое время утвердилось собственно психологическое понимание Х. как психического (внутреннего) своеобразия человека. Утвердилась мысль о том, что индивидуумы различаются между собой не внешними социально значимыми признаками поведения, а прежде всего невидимыми свойствами, которые являются их причиной и образуют Х. человека. С XIX в. характерология приобретает черты систематической научной дисциплины, призванной изучать сущностные различия человека, сводя их к некоторой простой форме (типу) или заостряя внимание на неповторимости их комбинации у конкретного индивида. К началу XX в. чрезвычайно расширилась палитра объяснения характерологических различий и понимания сути Х. Понимание Х. не как типа, а как уникальности конкретного индивидуума было сформулировано в немецкой характерологии. Понимание Х. как типа во французской характерологии строилось в основном на морфофизиологической основе. С XIX в. от более умозрительной характерологии отделяется проблема объективно измеряемых формальных человеческих различий (как простых — интеллект, память, внимание и проч., так и более сложных — творческие и организаторские способности, профессиональная пригодность и т. д.). Развитые в работах Ч. Дарвина, Г. Менделя, Ф. Гальтона, Дж.-М. Кеттелла, Г. Эббингауза, В. Вундта, А. Бине, А. Симона и др. методы, получив теоретическое обоснование в работах В. Штерна (1911), образовали отдельную дисциплину — дифференциальную психологию. Непосредственной предшественницей дифференциальной психологии была "психогностика", главной задачей которой было, во-первых, установление отношений между внешне воспринимаемыми состояниями, движениями и обликом человека и его индивидуальным психическим своеобразием, во-вторых — распознание на основе этих связей Х. отдельных индивидов. Эмпирическое направление психогностики представлено конституциональным подходом, физиогномикой, френологией и графологией, а также философско-литературной характерологией. Физиогномику практиковал уже Пифагор (VI в. до н. э.). Анаксагор (V в. до н. э.) отбирал себе учеников по форме руки. Основоположником европейской физиогномики считается Аристотель (IV в. до н. э.). Более специфическим методом определения Х. было обращение к конституциональным и физиологическим факторам. Уже Гиппократ при объяснении темпераментов отчасти опирался на особенности строения тела. Законченное выражение конституционально-характерологический подход получил в работах Кречмера (1921) и В.Г. Шелдона (1927). В XIX в. появляется "физиогномика функций", согласно которой Х. проявляется в неосознанных целесообразных и функционально обусловленных движениях. Эта позиция широко представлена в немецкой характерологии через анализ мимики (Ф. Лерш, А. Веллек), речи (И.Б. Рифферт), общей экспрессии (Клагес), походки и т. д. В настоящее время это направление развивается в русле социально-психологических исследований аттракции, невербальной коммуникации, теории атрибуции и т. п. Общим недостатком всех психогностических методов является произвольное выделение одной из многих групп внешних признаков как единственного средства познания Х. С развитием в 1910—30-е гг. психологии личности встала проблема соотношения понятий личности и Х. В послевоенной американской академической психологии понятие Х. практически вышло из употребления, сохранившись только в клинически ориентированных подходах как обозначающее принадлежность к тому или иному типу. В то же время в европейской психологии (Германия, Франция) понятие Х. сохраняется как одно из важных общепсихологических понятий, причем в немецкой традиции оно включает в свое определение элементы духовности, а во французской трактуется как совокупность присущих личности характерных форм аффективного реагирования. В российской психологии основы учения о Х. были заложены А.Ф. Лазурским, трактовавшим Х. как совокупность устойчиво присущих человеку душевных наклонностей. Позже, в 1950-е гг. Х. отождествлялся с индивидуально-своеобразным в личности, в противоположность социально-типичному. Новый всплеск интереса к проблеме Х. возник в 1980-е гг., когда ряд авторов начал рассматривать Х. как подструктуру личности, опираясь на идеи Л.С. Выготского, противопоставившего традиционной идее Х. как неизменного типа представление о Х. как о динамически развивающейся функционально целесообразной структуре, участвующей в процессах адаптации индивида к миру и формирующейся в ходе этой адаптации. Согласно современным отечественным воззрениям, Х. выступает как форма проявления личности в узком смысле слова (содержательной или смысловой сферы личности), как готовность человека осуществлять в более или менее типичных ситуациях при определенных условиях определенные фиксированные формы или способы поведения. Х. выступает как защитная оболочка, опосредующая как воздействия внешней среды на личность (смягчая или обостряя их), так и воздействия личности на среду, придавая действиям субъекта те или иные инструментальные или экспрессивные свойства (напористость, мягкость, импульсивность, открытость, осторожность и др.). В социальной психологии используются также понятия социального и национального Х. Понятие социального Х., введенное Э. Фроммом, означает совокупность устойчивых личностных черт, присущих членам некоторой социальной группы и сложившихся в результате основного опыта и способа жизни, общего для этой группы. Понятие национального Х. означает совокупность черт, характеризующих представителей одной нации или этнокультурной общности в отличие от другой. Проблемам национального Х. было посвящено в 1950—80-е гг. большое количество экспериментальных исследований, в которых не удалось обнаружить значимых и устойчивых характерологических различий между нациями; тем самым проблема национального Х. перешла в плоскость социально-психологических стереотипов и образов своей и других наций.
Характер авторитарный
Характер авторитарный — термин Э. Фромма, означающий тип характера садомазохистской личности, для коей характерны одновременно восхищение властью и желание подчиниться ей — и стремление самой стать властью и подчинять других. Также свойственна любовь к ограничивающим свободу условиям, охотное подчинение судьбе.
Характер астено-невротический
Характер астено-невротический — один из типов акцентуации характера (-> характер: акцентуация). Свойственны быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям и ипохондрии.
Характер биофильный
Характер биофильный — согласно Э. Фромму — форма структуры характера, выступающая в виде развитой формы продуктивного («генитального») характера. Для него типичны: любовь к жизни и живому; стремление поддерживать рост, развитие и прогресс; конструктивность, продуктивность, созидательность; стремление творить добро, и пр. (=> биофилия).
Характер гипертимный
Характер гипертимный — один из типов акцентуации характера (-> характер: акцентуация). Отличается почти всегда хорошим, даже слегка приподнятым настроением, брызжущей энергией, неудержимой активностью. Постоянно стремление к лидерству — неформальному. Хорошее чувство нового сочетается с неустойчивостью интересов, большая общительность — с неразборчивостью в знакомствах. Гипертимы легко осваивается в незнакомой обстановке. Склонны переоценивать свой, возможности и строить чрезмерно оптимистические планы на будущее. Короткие вспышки раздражения бывают вызваны стремлением окружающих подавить их активность и лидерские склонности. Для гипертимов тяжелы ситуации, где строго регламентируется поведение, где нет свободы инициативы, где монотонный труд или вынужденное бездействие. В таких ситуациях они дают взрывы или срывы. «Слабое звено» характера гипертимного — изоляция от сверстников, вынужденное безделье, однообразие, строгий режим.
Характер дистимный
Характер дистимный — один из типов акцентуации характера (-> характер: акцентуация). Свойственны преобладание пониженного настроения, склонность к депрессии, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни.
Характер истероидный
Характер истероидный — один из типов акцентуации характера (-> характер: акцентуация). Для истероидного акцентуанта труднее всего переносить невнимание к его особе. Он стремится к похвалам, славе, лидерству, но из-за деловой незрелости скоро теряет позиции и тогда очень страдает. Оставить истероида в покое — значит создать ситуацию психологического дискомфорта или даже стресса. Его «слабое звено» — удары по эгоцентризму, невозможность быть в центре внимания, вызвать всеобщий интерес к себе.
Характер конформный
Характер конформный — один из типов акцентуации характера (-> характер: акцентуация). Свойственны чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других, недостаток критичности и инициативности, консерватизм.
Характер лабильный
Характер лабильный — один из типов акцентуации характера (-> характер: акцентуация). Свойственны резкая смена настроения в зависимости от ситуации.
Характер навязчивый
Характер навязчивый — согласно Зигмунду Фрейду — термин для названия характера лиц, тяготеющих к действиям навязчивым.
Характер некрофильный
Характер некрофильный — согласно Э. Фромму — злокачественная форма структуры характера, доброкачественная форма коего описана у Зигмунда Фрейда как характер анальный. Типичны: 1) страх перед жизнью; 2) влечение к мертвечине; 3) интерес к болезням и смерти; 4) особого рода безжизненность и отчужденность; 5) установка на обладание, власть и силу; 6) ориентация на прошлое; 7) механическое восприятие жизни; 8) принудительный педантизм, садизм; 9) преклонение перед техникой; 10) разрушение жизни, и пр. (некрофил; некрофилия).
Характер неустойчивый
Характер неустойчивый — один из типов акцентуации характера (-> характер: акцентуация). Свойственны склонность поддаваться чужому влиянию, поиск новых впечатлений, поверхностная общительность.
Характер нормальный
Характер нормальный — проблема: существует ли он, и если да, то как проявляется? Формальный ответ: существует, и это — характер без отклонений. Перечисляя его свойства, пришлось бы перечислить все основные черты, отличающие известные типы акцентуаций (-> характер: акцентуация), отметив, что они выражаются «не слишком». Получится, что такой характер — «золотая середина» целого ряда качеств. Но, оценивая математически вероятность наличия такого характера, придется сделать вывод, что он — редкое явление (при десяти независимых качествах оценки «нормальным» оказался бы один человек из 1024!). Так что с количественной стороны отклонения характера встречаются куда чаще, чем «норма» (и можно ли считать нормой то, что так редко встречается?). Более принципиальные соображения заставляют усомниться вообще в правомерности понятия характера «нормального». Словосочетание «нормальный человек» внутренне противоречиво: оно означает «неотличающуюся индивидуальность» или «нехарактерную характерность». Ведь характер — уже сам по себе отличие, особенность, индивидуальность. Но не нужно думать, что если человек — не психопат и не акцентуант, то он — серый и безликий, ничего особенного о нем не сказать. В случае гармоничного характера, из коего «не выпирают острые углы», для описания индивидуальности следует перейти с языка свойств характера на язык свойств личности. Тогда обнаружится масса уникальных особенностей человека, среди коих — и свойства его сферы мотивационной, и нравственность, и мировоззрение, и достигнутый уровень развития личности, и потенциал дальнейшего роста, и многое другое.
Характер паранойяльный
Характер паранойяльный — один из типов акцентуации характера (-> характер: акцентуация). Свойственны повышенная подозрительность и обидчивость, стойкость отрицательных аффектов, стремление к доминированию, неприятие чужих мнений и высокая конфликтность.
Характер психастенический
Характер психастенический — один из типов акцентуации характера (-> характер: акцентуация). Свойственны высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждательству, тенденция к образованию обсессий и ритуальных действий. Оставить психастеника в покое можно, иногда даже нужно.
Характер сенситивный
Характер сенситивный — один из типов акцентуации характера (-> характер: акцентуация). Свойственны повышенная впечатлительность, боязливость, обостренное чувство собственной неполноценности.
Характер социальный
Характер социальный — согласно Э. Фромму — совокупность черт характера, которая присутствует у большинства членов данной группы социальной и возникла в результате общих для них переживаний и образа жизни; ядро структуры характера, свойственное большинству представителей данной культуры — в противоположность индивидуальному характеру, отличающему людей одной и той же культуры друг от друга. Понятие характера социального — ключевое для понимания общественных процессов, ибо этот характер — основной элемент функционирования общества и в то же время — промежуточное звено между социально-экономической структурой и господствующими в обществе идеями и идеалами. Анализ характера социального как формы связи между социальной системой и индивидуальной психикой приводит к выводу о существовании типов характеров (-> характер: тип) соответственных социальной структуре общества и формам отчуждения и самоотчуждения человека.
Характер циклоидный
Характер циклоидный — один из типов акцентуации характера (-> характер: акцентуация). Свойственно чередование фаз хорошего и плохого настроения с различным периодом.
Характер шизоидный
Характер шизоидный — один из типов акцентуации характера (-> характер: акцентуация). Главные черты — замкнутость и недостаток интуиции в общении. Трудно устанавливаются неформальные эмоциональные, контакты, нередко эта неспособность тяжело переживается. Быстрая истощаемость в контакте приводит к еще большему уходу в себя. Недостаток интуиции проявляется неумением понять чужие переживания, угадать желания других, догадаться о невысказанном. Их внутренний мир почти всегда закрыт для других и заполнен увлечениями и фантазиями, предназначенными только для самого себя; они служат утешению честолюбия или эротичны. Увлечения отличаются силой, постоянством, нередка несбыточностью, изысканностью. Богатые эротические фантазии сочетаются с внешней асексуальностью. Алкоголизация и поведение» делинквентное довольно редки. Для лиц с таким характером труднее всего вступать в эмоциональные контакты с людьми. Поэтому они дезадаптируются там, где нужно неформально общаться. Им не следует поручать организацию нового дела, что требует установления многих связей с людьми, учета их настроений и отношений, тонкой ориентировки в социальной обстановке, гибкости поведения и пр. Еще они не переносят, когда им «лезут в душу»; особенно нуждаются в бережном отношении к их внутреннему миру. Оставить шизоида в покое можно, иногда даже нужно. Аутизм не является в полной мере исходным свойством шизоида — он формируется и усиливается в ходе жизни. Шизоид, как всякий человек, временами пытается войти с окружающими в эмоциональный контакт. Но ввиду парадоксальности его сферы эмоциональной — одновременно раздражительности и холодности — он не находит понимания, отчего замыкается и уходит в себя. Отмечаемые «аристократическая сдержанность», «холодность» «чопорность» и «сухость» для него — скорее вторичные свойства, выработанные, чтобы отдалиться от окружающих и тем защититься от эмоциональных травм. Его «слабое звено» — необходимость быстро устанавливать с окружающими глубокие, неформальные, эмоциональные контакты.
Характер эпилептоидный
Характер эпилептоидный — один из типов акцентуации характера (характер: акцентуация). Свойственны склонность к злобно-тоскливому настроению с накоплением агрессии, конфликтность, вязкость мышления, скрупулезная педантичность.
Характер: акцентуация
Характер: акцентуация — чрезмерное усиление и выраженность отдельных черт характера или их сочетаний (-> синдром), проявляемое в избирательном отношении личности к психологическим воздействиям определенного рода при хорошей или даже повышенной устойчивости к другим. Различные комбинации чрезмерно усиленных черт дают различные типы акцентуаций. Это понятие введено К. Леонгардом. Представляют собой крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями. От них акцентуации отличаются отсутствием одновременного проявления свойственной психопатиям триады признаков: стабильности характера во времени, тотальности его проявлений во всех ситуациях и социальной дезадаптации. Акцентуациям характера свойственна уязвимость личности по отношению не к любым (как при психопатиях), а лишь к определенным психотравмирующим воздействиям (-> психогения), адресованным к «месту наименьшего сопротивления» характера данного типа, при устойчивости к другим. В зависимости от степени выраженности различаются явные и скрытые (латентные) акцентуации характера, могущие переходить друг в друга под влиянием различных факторов; среди последних важную роль играют особенности семейного воспитания, социального окружения, профессиональной деятельности и физического здоровья. Акцентуации характера могут проявляться с раннего возраста, но в возрасте подростковом их проявления обычно усиливаются. Большинство акцентуаций характера обычно со временем сглаживаются, компенсируются (-> компенсация). И лишь при сложных психогенных ситуациях, длительно воздействующих на «слабое звено» характера, они могут не только стать почвой для острых аффективных реакций (-> состояние реактивное), неврозов, но и условием формирования психопатического развития — «психопатий краевых». Важно учитывать «слабые звенья», характерные для каждого из типов акцентуаций. Если психические воздействия не затрагивают этих мест, если ситуации не предъявляют повышенных требований в этом отношении, то личность обычно реагирует адекватно, не обнаруживая заметных нарушений социальной адаптации. Наоборот, акцентуации характера проявляют повышенную устойчивость в отношении некоих неблагоприятных условий, специфичную для каждого из типов акцентуаций. Введение понятия слабого звена (слабого места, места наименьшего сопротивления) характера и описание этих звеньев применительно каждого типа характера — важный вклад в психологическую теорию характера, имеющий и большое практическое значение. Знание слабых звеньев позволяет избегать неправильных шагов, излишних нагрузок и осложнений во взаимоотношениях, при воспитании детей и пр. Отклонения акцентуаций от средней нормы тоже порождают для их носителей некие проблемы и трудности, хотя не столь сильные, как при психопатиях. Поэтому исследования акцентуаций начались в психиатрии, хотя в неменьшей степени эта проблема относится к психологии. В случаях акцентуаций может не быть признаков психопатий (-> психопатия: критерий) и никогда не бывает всех трех признаков сразу. Отсутствие первого признака проявляется в том, что акцентуированный характер не проходит неизменно через всю жизнь: обычно он обостряется в возрасте подростковом, а с возрастом сглаживается. Второй признак — тотальность проявлений — тоже не обязателен: акцентуированные черты проявляются только в особых условиях. Наконец, социальная дезадаптация либо не наступает вовсе, либо непродолжительна, при этом поводом для временных разладов с собой и окружением выступают не любые трудные условия, а такие, что создают нагрузку на слабое звено характера. Поскольку акцентуации характера граничат с соответственными видами психопатических расстройств, их типология основана на детально разработанной в психиатрии классификации психопатий, хотя отражает и свойства характера психически здорового человека (-> характер: акцентуация: тип; психопатия: тип).
Характер: акцентуация: тип
Характер: акцентуация: тип — поскольку акцентуации характера граничат с соответственными видами психопатических расстройств, их типология основана на детально разработанной в психиатрии классификации психопатий, хотя отражает и свойства характера психически здорового человека (-> характер: акцентуация: тип; психопатия: тип). Типы акцентуаций в основном совпадают с типами психопатий, но их список шире. Выделяются следующие основные типы акцентуаций: 1) акцентуация циклоидная — чередование фаз хорошего и плохого настроения с различным периодом; соответственно — характер циклоидный; 2) акцентуация гипертимная — постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с тенденцией разбрасываться и не доводить дело до конца; соответственно — характер гипертимный; 3) акцентуация лабильная — резкая смена настроения в зависимости от ситуации; соответственно — характер лабильный; 4) акцентуация астеническая — быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям и ипохондрии; соответственно — характер астено-невротический; 5) акцентуация сенситивная — повышенная впечатлительность, боязливость, обостренное чувство собственной неполноценности; соответственно — характер сенситивный; 6) акцентуация психастеническая — высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждательству, тенденция к образованию обсессий и ритуальных действий; соответственно — характер психастенический; 7) акцентуация шизоидная — отгороженность, замкнутость, интроверсия, эмоциональная холодность, недостаток интуиции в процессе общения; соответственно — характер шизоидный; 8) акцентуация эпилептоидная — склонность к злобно-тоскливому настроению с накоплением агрессии, конфликтность, вязкость, мышления, скрупулезная педантичность; соответственно — характер эпилептоидный; 9) акцентуация паранойяльная, или застревающая — повышенная подозрительность и обидчивость, стойкость отрицательных аффектов, стремление к доминированию, неприятие чужих мнений и высокая конфликтность; соответственно — характер паранойяльный; 10) акцентуация истероидная, или демонстративная — выраженная тенденция к вытеснению неприятных фактов и событий, к лживости, фантазированию и притворству, используемым для привлечения к себе внимания; авантюристичность, тщеславие и прочее; соответственно — характер истероидный, или демонстративный; 11) акцентуация дистимная — преобладание пониженного настроения, склонность к депрессии, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни; соответственно — характер дистимный; 12) акцентуация неустойчивая — склонность поддаваться чужому влиянию, поиск новых впечатлений, поверхностная общительность; соответственно — характер неустойчивый; 13) акцентуация конформная — чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других, недостаток критичности и инициативности, консерватизм; соответственно — характер конформный. Как и в случае психопатий, различные типы могут сочетаться или смешиваться, хотя возможны не любые сочетания. Значительно чаще встречаются не «чистые» типы, а смешанные формы акцентуаций: 1) типы промежуточные — результат одновременного развития нескольких типических черт; 2) типы амальгамные — напластование новых черт характера, на его сложившуюся структуру, образующиеся по определенным законам. Психодиагностика типов и степени выраженности акцентуаций характера производится как посредством специальных методик (популярен «Патохарактерологический диагностический опросник» А. Е. Личко, Н. Я. Иванова), так и с помощью опросников личностных универсальных, в частности MMPI, шкалы коего включают зоны нормальных, акцентуированных и патологических проявлений свойств характера. Учет акцентуаций нужен для индивидуального подхода при воспитании, для ориентации профессиональной, выбора адекватных форм индивидуальной и семейной психотерапии.
Характер: структурность
Характер: структурность — это сложное психическое образование, состоящее из многочисленных устойчивых свойств личности, кои выражают отношение человека к внешнему миру, деятельности, к другим людям и самому себе. Эти отношения закрепляются в привычных для человека формах поведения, общения и деятельности, становятся типичными для него и проявляются в различных условиях его жизни и деятельности. Однако типичность не исключает индивидуально-своеобразного проявления этих свойств соответственно неповторимости каждой индивидуальности. Характер — не простая совокупность, случайный набор изолированных особенностей и черт. Его различные свойства взаимосвязаны, взаимозависимы и образуют целостное структурное образование. Закономерные связи и взаимосвязи между отдельными чертами характера выражают его структурность. Структурность характера позволяет, зная ту или иную его черту, предполагать у данного человека наличие ряда других черт, связанных с нею. Кроме того, структурность характера проявляется в определенной иерархичности его черт: некоторые из них являются основными, определяющими, ведущими, другие — второстепенными, менее существенными. Основные черты в некоей мере подчиняют себе второстепенные, влияют на них, обусловливая их проявление или непроявление, или различную степень проявления в конкретных обстоятельствах. Структура характера — целостная организация отдельных свойств, каждое из коих в деятельности проявляется, формируется и закрепляется. Отношения человека к действительности всегда проявляются в деятельности, и эти отношения составляют содержательную сторону характера. Будучи тесно взаимосвязанными, они также влияют на взаимосвязь черт характера и образование его целостной структуры. В зависимости от преобладающего влияния тех или иных сторон психики на отношения и деятельность человека можно выделить интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты характера. Наряду с мотивами, отношениями и направленностью те или иные черты характера или их комплекс в определенных ситуациях могут определять поступки и поведение человека.
Характер: тип
Характер: тип — не случайный конгломерат свойств: в их сочетаниях проступает определенная закономерность, определенная логика. Прослеживание этой логики — важная часть исследований психологических. Почти во всех описаниях типов характера можно найти сочетания очень разнородных, лучше сказать, разнопорядковых свойств: в них нерасчлененно содержатся и свойства характера, и свойства личности. Эта разнопорядковость вполне естественна и даже свидетельствует о полноте и непредвзятости восприятия авторами психологического облика людей. Однако такие описания нуждаются в расчленяющем анализе, а он, как правило, авторами до конца не доводится: в описаниях не фиксируется переход от собственно характерологических структур к личностным. В результате создаются поводы для критики. Если же расчленяющий анализ провести достаточно полно — провести разделение черт характера и черт личности, — то многое встанет на свои места. Прежде всего станет понятной типичность и, значит, закономерности сочетаний определенных черт с определенными чертами личности. Здесь возникает очень важная задача: проследить, почему и как определенные свойства характера способствуют формированию определенных свойств личности. Активность общества, направленная на формирование личности, да и весь процесс формирования личности встречает в индивидуальных характерах разный субстрат, и в итоге таких встреч возникают типичные сочетания характерологических и личностных свойств. Они и отражены в «типах характера» (следовало бы говорить о «личностно-характерологических типах»). Согласно Э. Фромму, типы характеров — это в общем репрезентативные для различных групп разряды, категории людей, объединенные общностью внутренних и внешних черт: воспринимающий, эксплуатирующий, накопительский, рыночный и продуктивный (=> характер социальный).
Характер: типология
Характер: типология — практически все авторы типологий подчеркивали, что характер может быть более или менее выражен. Если на оси изобразить интенсивность проявлений характера, степень его выраженности, то обозначатся три зоны: 1) зона абсолютно «нормальных» характеров; 2) зона выраженных характеров (-> характер: акцентуация); подразделяются на акцентуации скрытые и акцентуации явные; 3) зона сильных отклонений характера, или психопатии. Первые две зоны — относятся к норме (в широком смысле), третья — к патологии характера. Акцентуации характера — крайние варианты нормы. Различие между патологическими и нормальными характерами, включая акцентуированные, очень важно. По одну сторону этого разделения оказываются индивиды, подлежащие ведению психологии, по другую — малой психиатрии. Конечно, разделяющая черта размыта, однако есть критерии психопатии Ганнушкина — Кербикова (-> психопатия: критерий), позволяющие приблизительно локализовать ее на оси интенсивности параметров. Авторы типологий обращают большое внимание на выделение базовых «измерений» характера, или свойств темперамента, отличающих каждый тип. Предложенная К. Г. Юнгом классификация характеров отличается тем, что в качестве существенного признака приняты доминирующие ориентации на внешний или внутренний миры. Выделяются два базовых типа характеров: экстраверты и интроверты.
Характерологический панцирь
Характерологический панцирь (от греч. character черта, признак, примета, особенность и итал. panciera живот) избирательное повышение мышечного тонуса как формы психологической защиты Я от внешних и внутренних угроз (например, подавление сексуального инстинкта изза реализации потребности во власти). Приобретая хронические формы, эта психологическая защита ведет к появлению стойкого мышечного напряжения в тех или иных участках телесной организации пациента, в изза чего не происходит оптимального движения психической энергии.
Характерология
Характерология (от греч. charakter – примета, черта, признак и logos – наука, учение) — научная дисциплина, посвященная исследованию сущности характера и средствам выявления его типов.
Харизматическая личность
Харизматическая личность (от лат. charisma милость, божественный дар) феномен социального восприятия и взаимодействия. Характеризуется тем, что индивид, действующий на политической или религиозной арене, наделяется необыкновенными качествами (могущество, беззаветное служение человечеству или идее, удачливость и т.д.), которые в определенной степени переносятся на последователей его дела. Харизматической личности приписываются все достижения группы или ее членов, а неудачи интерпретируются как временная остановка на пути. Особенно часто этот феномен возникает на переломах исторического развития, когда определенные социальные группы осознают необходимость прихода избавителя.
Хеатускопия
Хеатускопия (греч. auto сам, skopeo смотрю) парапсихологический и клинический термин, обозначающий возникновение у индивида иллюзии , что он видит самого себя как бы со стороны. Его феноменальное Я как бы приобретает способность отделиться от физического тела и наблюдать его как внешний объект, при этом все соматические ощущения видимого телесного облика становятся недоступными. Воспринимаемый телесный облик не обязательно должен быть идентичен тому, который наблюдается в обычном состоянии сознания (например, в зеркале), в частности, может иметь другой возраст (например, возраст старца), но несмотря на это он все равно воспринимается как образ самого себя. Этот феномен, достаточно распространенный в клинике, связывается с чрезмерным утомлением, которое может наступить и у индивидов без психических отклонений, с органическими заболеваниями, истерией , эпилепсией и шизофренией.
Хиазм
Хиазм - 1) Расположение чего-л. в виде двух черт, нарисованных крест-накрест. 2) Крестообразное, симметричное расположение деталей фигуры (у скульпторов). 2. м. Расположение соотносительных друг с другом элементов предложения в обратном порядке (в лингвистике). 3. м. Один из видов параллелизма, при котором вторая половина фразы построена в обратном порядке ее членов (в поэтике и стилистике).
Холерик
Холерик — темперамент в классификации Гиппократа. Человека холерического темперамента можно охарактеризовать как быстрого, порывистого, способного отдаваться делу со страстностью, но не уравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения.
Холл Стэнли Гренвилл
Холл Стэнли Гренвилл — американский психолог и педагог. Родился в феврале 1844 года в небольшом городке Ашфилд, штат Массачусетс, в семье небогатых, но просвещенных и религиозных фермеров. Родители хотели, чтобы Холл связал свою жизнь с религией. В 1863 году, когда Холлу исполнилось 19 лет, он поступил в колледж Уильямса, решившись не без влияния родителей посвятить всю свою жизнь духовной карьере. Занимался он достаточно хорошо и к последнему курсу собрал множество студенческих наград. Во время обучения в колледже Холл не уделял достаточного внимания богословию, однако проявил повышенный интерес к философии, и в частности к эволюционной теории, что впоследствии оказало заметное влияние на выбор его будущей сферы деятельности.  В 1874 году Холлу посчастливилось познакомиться со знаменитой в то время книгой В. Вундта "Основы физиологической психологии", что стало переломным моментом в карьере Холла. Он переехал в Кембридж, штат Массачусетс, и занял должность преподавателя английского языка в Гарвардском университете. Одновременно с преподавательской деятельностью Холл усердно занимается самообразованием, для чего знакомится с известным английским психологом Уильямом Джемсом. К 1878 году у Холла уже была написана и представлена к защите диссертация, рассматривающая вопросы тактильного восприятия пространства. Холл, блистательно защитив ее, первым в Соединенных Штатах Америки получил докторскую степень в области психологии. Впоследствии Холл отправляется в Европу, чтобы посетить знаменитую лабораторию Вундта. Занимаясь с Вундтом, Холл проявил себя безукоризненным учеником: он посещал все лекции, часто выступал испытуемым в экспериментах, проводил собственные исследования. Однако затем он с разочарованием отмечал, что занятия в лаборатории Вундта не оказались достаточно удачными и не оправдали его ожиданий. В то время в США практическая психология не имела успеха, и Холлу пришлось использовать полученные им знания на педагогическом поприще. Генеральной линией его доклада на собрании Национальной педагогической ассоциации в 1882 году была мысль о необходимости сделать изучение психологии ребенка приоритетным в деятельности учителя. По предложению ректора Гарвардского университета Холл подготовил серию лекций по вопросам образования, пользующихся успехом у слушателей. Вскоре он был приглашен на работу в университет Джонса Хопкинса, где получил должность профессора. Именно в университете Джонса Хопкинса Холл создает первую в Соединенных Штатах научную психологическую лабораторию. Статус первооткрывателя в этой области, принадлежащий Холлу, тем не менее оспаривается многими психологами. Дело в том, что чуть раньше психологическая лаборатория была основана Уильямом Джемсом. Следует отметить, что лаборатория Джемса называлась учебной, а не научной, как у Холла, т.е. в основном она предназначалась для демонстрации опытов. Отличие лаборатории Холла от лаборатории Джемса заключалось еще и в том, что сам университет Джонса Хопкинса никогда не считал научную лабораторию Холла своим подразделением: она была оборудована Холлом исключительно за его счет, принадлежала ему на правах частной собственности, и, когда Холл прекратил заниматься педагогической деятельностью в университете Джона Хопкинса в 1888 году, он демонтировал и забрал с собой все оборудование научной лаборатории. Следует отметить тот небезынтересный факт, что в годы работы лаборатории в ней прошли подготовку многие известные психологи, например Джон Дьюи и Джеймс Маккин Кэттелл. В 1887 году Холл выступил основателем Американского журнала психологии. Этот журнал оказался на редкость живучим и, будучи первым в США специализированным периодическим изданием в области психологии, существует до сих пор и, что немаловажно, сохранил репутацию высококвалифицированного научного издания. В то время журнал занимался консолидацией усилий малочисленных американских психологов и популяризацией психологии как науки. Холл также являлся основателем таких популярных психологических журналов, как "Педагогический семинар", который, сменив название на "Журнал генетической психологии", существует и сейчас, как и "Журнал прикладной психологии". В период с 1904 по 1915 гг. Холл небезуспешно издавал "Журнал религиозной психологии". В 1888 году в городке Вустер, штат Массачусетс, был открыт университет Кларка, названный в честь своего спонсора, а Стэнли Холл, успевший приобрести репутацию специалиста в сфере образования и психологии, был приглашен возглавить новый университет в качестве его президента. Занимая должность президента университета, Холл осуществил достаточно много прогрессивных для своего времени идей: так, он поощрял занятие преподавательских должностей женщинами и евреями, поступление в университет было открытым для всех желающих, в том числе и для представителей национальных меньшинств. Например, первым чернокожим американцем, получившим докторскую степень по психологии, был ученик Холла Френсис Самнер. Во время президентства Холла в университете Кларка (в течение 36 лет) занятия психологией в нем всячески поощрялись. Так, за это время было защищено более восьмидесяти диссертаций по психологии. В 1892 году состоялась встреча двадцати шести ведущих психологов Америки, инициатором и организатором которой являлся Холл. На этой ставшей достоянием истории встрече было принято решение об основании Американской психологической ассоциации (АПА), первым президентом которой присутствовавшие единогласно избрали Холла. Холл также являлся пионером в области продвижения психоанализа в Соединенных Штатах. Так, в 1909 году он пригласил 3. Фрейда и К. Г. Юнга на двадцатилетний юбилей университета Кларка. Научная деятельность Холла в основном затрагивала проблемы детской и педагогической психологии. Так, Холл первым использовал опросники для исследования детской психики. Этих опросников всего насчитывалось около двух сотен. На основании полученных при помощи опросников материалов Холл написал ряд работ, среди которых наиболее известен фундаментальный труд "Юность". Этот труд явился первым из посвященных психическому развитию в подростковом и раннем юношеском возрасте исследований в истории психологии. Для того чтобы представить себе картину психического развития ребенка, Холл использовал биогенетический закон, на основе которого в детскую и педагогическую психологию вводился принцип рекапитуляции (сокращенного повторения в индивидуальном развитии основных этапов развития человеческого рода). Холл представлял формирование детской психики как необратимый переход от низших стадий развития человеческого рода к высшим. Например, характер детских игр им трактовался как проявление и изживание охотничьих инстинктов первобытных людей, а игры подростков - как воспроизведение образа жизни диких племен. Холл из этих наблюдений делал вывод: детям следует предоставить возможность свободно и беспрепятственно проходить так называемые примитивные стадии личностного развития. Исследователи творчества Холла называют его также первопроходцем в области возрастной психологии. Уже находясь на склоне лет, опираясь во многом на собственный опыт, Холл написал работу "Старость", явившуюся первым психологическим исследованием, посвященным проблемам старения, и открывающим дорогу для последующего изучения проблем геронтологии. В последние годы жизни Холла вышли две его автобиографии - "Воспоминания психолога" (1920 г.) и "Исповедь психолога" (1923 г.). Эти книги во многом грешат субъективизмом, тем не менее они представляют большой интерес для историков, поскольку содержат в себе поистине бесценный материал по истории становления и развития психологической науки. В 1920 году Холл подал в отставку с поста президента университета Кларка, но продолжал писать. Холл умер в 1924 году, спустя несколько месяцев после того как был избран на второй срок президентом Американской психологической ассоциации. Исследователи его работы отмечают, что, являясь пионером во многих областях, он при этом никакой собственной оригинальной теории не создал; ему не удалось основать какую-либо научную школу, а его труды в основном принадлежат истории. Однако после смерти Холла 99 из 120 членов АПА назвали его в числе десяти психологов общемирового значения, отмечая его талант педагога и психолога, его организаторские способности, которые он проявил на посту президента университета, его вклад в науку, его непримиримый вызов ортодоксальности.
Холотропная терапия
Холотропная терапия (от греч. holos целый и tropos направление, поворот) психотерапевтическая методика, разработанная С. и К.Гроф, основанная на результатах психоделических исследований, в которых были выявлены некоторые уровни человеческой психики . К таким уровням были отнесены сенсорный опыт, который образован сильными переживаниями, не имеющими личностного значения; психодинамический, или биографический, опыт, представленный личностно значимыми событиями; перинатальный, или добиографический, опыт, содержание которого соответствует переживаниям умирания, смерти и повторного биологического рождения; и, наконец, трансперсональный, или сверхбиографический опыт, который связан с расширением сознания и переживания филогенетического опыта. Процедура холотропной терапии, направленной на активизацию бессознательного содержания психики, предполагает использование интенсивного дыхания, прослушивание специально подобранной музыки и работу с собственным телом.
Хорни Карен
Карен Хорни (правильное произносится [Хорнай]), урожденная Дэниэлсен, родилась 16 сентября 1885 года в рыбацкой деревушке Бланкенезе в окрестностях Гамбурга в Германии. Ее отец, Берндт Вакелз Дэниэлсен (Berndt Wackels Danielsen), норвежец, принявший немецкое гражданство, был капитаном корабля, курсировавшего между Гамбургом и Северной Америкой. Отец был авторитарным и глубоко верующим человеком. От предыдущего брака у него было четверо детей. Мать, Клотильда Мари ван Ронзельсен (Clothilde Marie van Ronzelen), была на 18 лет моложе своего мужа. Карен Хорни была вторым ребенком, в семье рос старший брат Берндт, к которому у нее была глубокая привязанность. Среднее образование юная Карен получила в приходской школе, но вместо религиозности и покорности образование вызвало отторжение от религии и склонность к атеизму. Отношения с отцом, который уделял больше внимания брату, омрачали детство Карен, и к девяти годам у нее сформировался своеобразный взгляд на жизнь и амбиции. К двенадцати годам Карен определилась в своем желании посвятить себя медицине. Решив для себя, что если она не может быть милой и красивой, ей стоит тратить свои силы на интеллектуальное развитие (хотя окружающие считали ее довольно симпатичной). В детские годы у нее развилось страстное увлечение братом, который, в свою очередь, отвергал ее порывы. Это был первый случай, когда юная Карен впала в депрессию – душевная болезнь, сопровождавшая ее всю дальнейшую жизнь. В 1904 году мать Хорни рассталась с ее отцом, забрав детей с собой. Официально они не были разведены. В 1906 году Карен поступила в университет Фрейбурга на медицинский факультет, что по тем временам было необычным, так как женщинам медицинское образование в Германии стало доступно совсем недавно. Отец был категорически против, мать же поддерживала Карен в ее стремлении. Позже студентка Хорни перевелась в Университет Геттингена и перед выпуском - в Университет Берлина. Во время учебы Карен Хорни познакомилась с Оскаром Хорни, студентом-юристом, и в 1909 году вышла за него замуж. В их семье впоследствии родились три дочери (Бриджит, Марианна, Рената). В этот период Хорни проходила личный психоанализ у Ханса Сакса, одного из сподвижников Зигмунда Фрейда. Хорни начала заниматься анализом у Карла Абрахама, у которого и получила квалификацию обучающего аналитика. В 1911 году умерла ее мать. В 1915 году Карен Хорни получила медицинскую степень в Берлинском Университете. С 1919 года она начинает вести собственную аналитическую практику. В 1920 году Хорни становится одним из основателей Берлинского психоаналитического института. В это время отношения с мужем ухудшались – контора ее мужа, Оскара, разорялась, разлад усугублялся его болезнью, из-за которой он стал озлобленным и угрюмым. В 1923 году скончался от болезни брат Хорни. Все эти факторы послужили ухудшению ее душевного состояния. В 1926 году с тремя дочерьми она покинула мужа. В 1932 году Карен Хорни эмигрировала в США, где по приглашению Франца Александера работала заместителем директора Чикагского Института Психоанализа. В 1934 году Хорни переехала в Нью-Йорк, где работала в Нью-Йоркском Институте Психоанализа. После публикации книги «Невротическая личность нашего времени» (1937), Карен Хорни была вынуждена покинуть институт из-за разногласий во взглядах – у коллег по институту, приверженцев классического психоанализа Фрейда, книга вызвала бурную негативную реакцию. В эти годы Хорни общается со знаменитыми деятелями психологии, такими как Эрих Фромм, Гарри Стэк Салливан, с первым из которых у нее были близкие отношения. В 1941 году вместе с единомышленниками, покинувшими вслед за ней Нью-Йоркский институт психоанализа, Хорни основала Ассоциацию развития психоанализа. Вскоре после этого она начала преподавать в Нью-Йоркском медицинском колледже. Карен Хорни стала основателем и главным редактором Американского журнала психоанализа (The American Journal of Psychoanalysis). В последние годы своей жизни Хорни обратилась к изучению религии под влиянием своего друга, религиозного философа Пауля Тилиха, а также буддиста Дайзецу Судзуки, у которого она гостила в Японии в 1951 г., посвятив целый месяц углубленному изучению теории дзен. До конца жизни Хорни вела активную деятельность. В ноябре 1952 г. произошло обострение поздно диагностированного онкологического заболевания. 4 декабря 1952 г. Карен Хорни умерла. Интересно, что современники Карен Хорни оставили противоречивые отзывы о ее личности, хотя отмечали и ее несомненное обаяние. Мало кому удавалось завязать прочные доверительные отношения с Хорни, хотя у нее были друзья и единомышленники, следовавшие за ней. Как психиатр и психоаналитик "от Бога", Хорни обладала исключительной способностью проникать в души и умы других людей, но, напротив, в личном общении была довольно закрыта. Как профессионал, она отдавала все свои силы развитию психоанализа, написанию книг и статей, работе с пациентами. Клиника имени Карен Хорни (The Karen Horney Clinic) была открыта 6 мая 1955 года в Нью-Йорке в память о ее достижениях. Клиника занимается исследованиями и обучением, в частности в области психиатрии, а также оказывает недорогое лечение.
Хоторнский эксперимент
Хоторнский эксперимент - это феномен социальной психологии . Был проведен специалистами Гарвардского университета (Э.Мэйо и др.) на предприятии Вестерн электрик в Хоторне. В нем было зафиксировано, что рост производительности труда может быть связан с установлением нормального общения между работниками. Это дало повод пересмотреть бихевиористскую модель обусловливания социального поведения, и в классическую схему был внесен промежуточный элемент: S (стимул) A (аттитюд) R (реакция).
Хроматические цвета
Хроматические цвета - цвета, восприятие которых возможно при помощи системы ночного зрения. К ним относятся белый цвет, черный и все оттенки серого.
Хроматопсия
Хроматопсия (от греч. chroma цвет и opsis зрение) искажение цветовых ощущений, при котором воспринимается лишь один из основных цветов. Так, эритропсия характеризуется восприятием всего как окрашенного красным светом (возможно при отравлении йодом); ксантопсия желтым светом (при отравлении сантонином); цианопсия синим светом (при отравлении грибами).
Хромосомы
Хромосомы — основные структурно-функциональные элементы клеточного ядра, содержащие гены. Название «хромосомы» обусловлено их способностью интенсивно окрашиваться основными красителями во время деления клетки. Каждый биологический вид характеризуется постоянством числа, размеров и других морфологических признаков X. Хромосомный набор половых и соматических клеток различен. В соматических клетках содержится двойной (диплоидный) набор Х. который можно разделить на пары гомологичных (идентичных) хромосом, сходных по величине и морфологии. Один из гомологов всегда отцовского, другой— материнского происхождения. В половых клетках (гаметах) эукариот (многоклеточных организмов, в т.ч. человека) все хромосомы набора представлены в единственном числе (гаплоидный хромосомный набор). В оплодотворенной яйцеклетке (зиготе) гаплоидные наборы мужских и женских гамет объединяются в одном ядре, восстанавливая двойной набор хромосом. У человека диплоидный хромосомный набор (кариотип) представлен 22 парами хромосом (аутосом) и одной парой половых хромосом (гоносом). Половые хромосомы различаются не только по составу содержащихся в них генов, но и по своей морфологии. Развитие из зиготы женской особи определяет пара половых хромосом, состоящая из двух Х-хромосом, то есть ХХ-пара, а мужской — пара, состоящая из X-хромосомы и У-хромосомы, — то есть ХУ-пара. Физико-химическая природа Х. зависит от сложности организации биологического вида. Так, у РНК-содержащих вирусов роль Х. выполняет однонитевая молекула РНК, у ДНК-содержащих вирусов и прокариот (бактерий, синезеленых водорослей) единственная Х. представляет собой свободную от структурных белков, замкнутую в кольцо молекулу ДНК, прикрепленную одним из своих участков к клеточной стенке. У эукариот главными молекулярными компонентами Х. служат ДНК (см. Нуклеиновые кислоты), основные белки гистоны, кислые белки и РНК (содержание кислых белков и РНК в хромосоме варьирует на различных этапах клеточного цикла). ДНК в хромосоме существует в виде комплекса с гистонами, хотя отдельные участки молекулы ДНК могут быть свободными от этих белков. Комплексы ДНК с гистонами формируют элементарные структурные частицы Х. — нуклеосомы. При участии специфического гистона происходит уплотнение нуклеосомной нити, отдельные нуклеосомы тесно прилегают друг к другу, образуя фибриллу. Фибрилла подвергается дальнейшей пространственной укладке формируя нить второго порядка. Из нитей второго порядка образуются петли, которые являются структурами третьего порядка организации хромосом. Морфология хромосом различна в отдельных фазах клеточного цикла. В пресинтетической фазе Х. представлены одной нитью (хроматидой), в постсинтетической фазе состоят из двух хроматид. В интерфазе Х. занимают весь объем ядра, образуя так называемый хроматин. Плотность хроматина в разных участках ядра неодинакова. Рыхлые участки, слабо окрашивающиеся основными красителями, сменяются более плотными участками, окрашивающимися интенсивно. Первые представляют собой эухроматин: участки плотного хроматина содержат гетерохроматин или генетически инактивированные части Х. Индивидуально различимые тела хромосом формируются ко времени клеточного деления — митоза или мейоза (см. Клетка). В профазе первого мейотического деления Х. претерпевают сложный цикл преобразований, связанных с конъюгацией гомологичных хромосом по длине с образованием так называемых бивалентов и генетической рекомбинацией между ними. В профазе митотического деления Х. выглядят как длинные переплетенные нити. Формирование «тела» Х. в метафазе клеточного деления происходит путем уплотнения структур третьего порядка неизвестным пока способом. Наименьшую длину и характерные морфологические особенности хромосом можно наблюдать именно на стадии метафазы. Поэтому всегда описание индивидуальных особенностей отдельных хромосом, как и всего хромосомного набора, соответствует их состоянию в метафазе митоза. Обычно на этой стадии Х. представляют собой продольно расщепленные образования, состоящие из двух сестринских хроматид. Обязательным элементом структуры Х. является так называемая первичная перетяжка, где обе хроматиды сужаются и сохраняются объединенными. В зависимости от локализации центромеры различают хромосомы метацентрические (центромеры расположена посередине), субметацентрические (центромера смещена по отношению к центру) и акроцентрические (центромера расположена близко к концу хромосомы). Концы хромосомы называют теломерами. В основе индивидуализации хромосом человека (и других организмов) лежит их способность окрашиваться на чередующиеся светлые и темные поперечные полосы по длине хромосомы при использовании специальных способов окраски. Число, положение и ширина таких полос специфичны для каждой X. Это обеспечивает надежную идентификацию всех Х. человека в нормальном хромосомном наборе и позволяет расшифровывать происхождение изменений в хромосомах при цитогенетическом обследовании пациентов с различной наследственной патологией. Сохранение постоянства числа хромосом в хромосомном наборе и структуры каждой отдельной Х. является непременным условием нормальною развития индивидуума в онтогенезе. Однако в течение жизни в организме могут возникать геномные и хромосомные мутации. Геномные мутации являются следствием нарушения механизма деления клеток и расхождения хромосом. Полиплоидия — увеличение числа гаплоидных наборов хромосом больше диплоидного; анэуплоидия (изменение числа отдельных Х.) возможна в результате потери одной из двух гомологичных Х. (моносомия) или, наоборот, появления лишних Х. — одной, двух и более (трисомия, тетрасомия и т.д.). В соматических клетках, отличающихся интенсивным функционированием, изменение плоидности может быть физиологическим (например, физиологическая полиплоидия в клетках печени). Однако анэуплоидия в соматических клетках нередко наблюдается при развитии опухолей. Среди детей с наследственными хромосомными болезнями преобладают так называемые анэуплоиды по отдельным аутосомам и половым хромосомам. Трисомия чаще затрагивает путосомы 8, 13, 18, 21 пар и Х-хромосомы. В результате трисомии хромосом 21 пары развивается Дауна болезнь. Примером моносомии может служить Шерешевского — Тернера синдром, обусловленный утратой одной из Х-хромосом. Анэуплоидия, возникшая в первых делениях зиготы, приводит к возникновению организма с различным числом Х. данной пары в разных клетках тканей (явление мозаицизма). Геномные и хромосомные мутации играют важную роль в эволюции биологических видов. Сравнительное изучение Х. и хромосомных наборов позволило остановить степень филогенетического родства человека и человекообразных обезьян, смоделировать набор хромосом у их общего предка и определить, какие структурные перестройки хромосом произошли в ходе эволюции человека.
Хронотоп
Хронотоп [греч. chronos — время и topos — место] — термин, употребляемый в различных отраслях научного знания. М.М. Бахтин дает общее определение Х. как слияния пространственных и временных примет в осмысленном и конкретном целом. В социальной психологии Х. означает типическую повторяющуюся ситуацию, в которой происходит процесс общения. Известны Х. школьного урока, где формы общения заданы традициями обучения, Х. больничной палаты, где доминирующие установки (острое желание излечиться, надежды, сомнения, тоска по дому) накладывают специфический отпечаток на предмет общения, и др. Ритуализация Х. (календарное распределение обрядов, соборы, святые места и пр.) весьма характерна для религиозной психологии: специфическую роль играет при этом Х. исповеди.

МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
ЦЕНТР ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

КЛИНИКА ПСИХОЛОГИИ
И ПСИХОТЕРАПИИ

НАШИ ТЕЛЕФОНЫ: 8 (495) 650-98-80, 8 (495) 650-94-20

logo

что вас беспокоит
открытие индивидуальности