Словарь терминов

Шавани синдром
Шавани синдром — приступообразные, персистирующие головные боли, особенно усиливающиеся при эмоциональной нагрузке, утомлении или при длительной фиксации головы в одном положении. Сочетаются с повышенной утомляемостью, сонливостью или бессонницей, нейровегетативными расстройствами. Наблюдается при обызвествлении серпа твердой мозговой оболочки, возможно, наследственного генеза.
Шарко большая истерия
Шарко большая истерия — истерия, протекающая в виде больших судорожных припадков, на фоне истерических стигм, являющихся постоянными признаками заболевания (расстройства чувствительности, глухота, сужение полей зрения, парезы, параличи), спастические расстройства.
Шарко Жан Мартин
Шарко (Charcot) Жан Мартин (29.11.1825, Париж – 16.08.1893, Морван) — французский невропатолог. Главный врач и руководитель больницы Сальпетриер в Париже. Здесь прошли обучение Зигмунд Фрейд, П. Жане, А. Бине. С 1860 г. — профессор невропатологии Парижского университета. Проводил многочисленные исследования невротических больных. Основал Парижскую психоневрологическую школу. Особую известность ему принесли „лекции по вторникам“, на которых он демонстрировал на пациентах проявления истерии и действие гипноза. Гипнотическое состояние рассматривалось им как патологическое, по аналогии с истерией.
Шарко малая истерия
Шарко малая истерия — истерия с двигательными расстройствами в виде тика, тремора, подергиваний отдельных мышц.
Шарко триада
Шарко триада — считалась специфичной для рассеянного склероза, включает в себя нистагм, интенционный тремор, скандированную речь. Указанные симптомы входят в Марбурга пентаду, более патогномоничную для этого заболевания.
Шарко—Кожевникова болезнь
Шарко - Кожевникова болезнь — хроническое прогрессирующее заболевание нервной системы, этиологически неоднородное (в большинстве случаев инфекционного происхождения). Клинически — периферические и центральные параличи, повышение сухожильных и периостальных рефлексов, появление патологических рефлексов. При локализации процесса на уровне от коры полушарий до структур мозгового ствола (церебральная форма) возможны психические расстройства, бульварные явления.
Шарпантье феномен
Шарпантье феномен — усиление ажитированной депрессии при изменении окружающей больного обстановки. Наблюдается при эндогенных, циркулярной и инволюционной депрессиях, старческих и атеросклеротических психозах.
Шегрена болезнь
Шегрена болезнь — наследственное заболевание, характеризующееся сочетанием врожденной двусторонней катаракты с олигофренией и мозжечковой атаксией.
Шегрена—Ларссона болезнь
Шегрена - Ларссона болезнь — наследственное заболевание с аутосомно-рецессивным типом передачи. Поражает оба пола. Характерно сочетание олигофрении различной степени выраженности с врожденными эритродермией и ихтиозом и спастическими параличами. Умственная недостаточность не прогрессирует. Наблюдаются эпилептиформные припадки, перерождение сетчатки, гипертелоризм, дисплазия зубов. Возможны гипофизарные расстройства. 
Шерешевского—Тернера синдром
Шерешевского - Тернера синдром — наследственное заболевание, обусловленное хромосомной патологией (отсутствие одной Х-хромосомы). Наблюдается только у женщин. Характерны низкий рост, половой инфантилизм, недоразвитие половых органов, вторичных половых признаков, широкие крыловидные кожные складки, идущие от затылка к предплечью, короткая шея, пигментные пятна на коже. В психике в ряде случаев легкое умственное недоразвитие, явления психического инфантилизма. 
Шестиугольная модель профессиональных интересов
Шестиугольная модель профессиональных интересов (от лат. profiteor – объявляю своим делом и interest – важно) — факторно–аналитическая систематика профессиональных интересов. Построена на основе интеркорреляций интересов. В ней представлены ориентации (близкие типологии форм жизни Э. Шпрангера); реалистическая, интеллектуальная, художественная, социальная, предпринимательская, конвенциональная. Исходным выступила систематика психологических функций, которая была представлена областями: моторной, интеллектуальной, силовой, эстетической, социальной, адаптационной. В соответствии с этими областями выделялись и профессиональные области: практические (инженер–строитель, фермер, строительный рабочий, садовод, плотник, летчик), исследовательские (естествоиспытатель, психиатр, детектив, профессор, юрист, инженер–механик), предпринимательские (продавец, директор школы, управляющий гостиницей, кадровик, политик), художественные (актер, писатель, фотограф, хореограф), социальные (учитель, репортер, медсестра, врач, психолог, рекламный агент), конвенциональные (программист, финансовый аналитик, бухгалтер, библиотекарь). Каждая из этих профессиональных областей имеет различные образовательные уровни (от неквалифицированных работников до экспертов). Автор — Дж.Л. Холланд.
Шизоанализ
Шизоанализ — одно из новейших направлений в философии и социологии, преимущественно во Франции, восходящее к идеям философа и историка Ж. Делеза и философа и психоаналитика Ф. Геаттари в их совместной работе «Капитализм и шизофрения» (1972, 1980). Исходя из нетрадиционного понимания шизофрении и шизофренического опыта как явлений и процессов особого мира индивидуальных и групповых человеческих желаний, теоретики шизоанализа исследуют ряд бессознательных феноменов, определяющих и предопределяющих жизнь отдельных людей и социальных групп. Особое внимание уделяется разработке теории маргинальных групп. Несмотря на критическое отношение к психоанализу классическому, в шизоанализе применяются некие идеи З. Фрейда, Ж. Лакана, Э. Фромма и прочих, а также фрагменты учения К. Маркса.
Шизоид
Шизоид — пограничный тип личности — между здоровым состоянием и психозом; отличается рядом характерологических особенностей: замкнутостью, серьезностью, холодностью и пр.
Шизокарность
Шизокарность  —  признак особо неблагоприятного, злокачественного течения шизофренического процесса с быстрым развитием исходного состояния. 
Шизопараграфия
Шизопараграфия  —  симптом, характеризующийся нелепым включением в слова при письме ненужных букв. Иногда является выражением кататонической стереотипии.
Шизопаралексия
Шизопаралексия  —  симптом, аналогичный предыдущему, но наблюдается при чтении, когда больной вводит в слова лишние, ненужные звуки-паразиты.
Шизопатия
Шизопатия  — резко выраженная шизоидия, шизоидная психопатия.
Шизотимия
Шизотимия - личностная переменная в иерархической модели личности Х.Айзенка . Характеризуется рядом признаков. Среди них высокий личностный темп, сильная персеверация (персеверация ассоциаций, реактивная раздражительность, длительная аффективная персеверация), хорошее расчленение (аналитическое восприятие, G ответы по тесту Роршаха, абстрактные способности, независимость), сильное интрапсихическое напряжение и др. Индивиду с высоким показателем шизотимии свойственны абстракция, аналитическое мышление, плохая переключаемость, раздражительность, длительность аффекта.
Шизофазия
Шизофазия  —  своеобразное проявление мыслительно-речевых расстройств при шизофрении. Первоначально выделялась как особая форма шизофрении, при которой резко выраженная разорванность и совершенно непонятная речь контрастируют с внешней упорядоченностью, известной доступностью и относительной интеллектуальной и аффективной сохранностью больных. Характерна повышенная речевая активность, речевой напор. Выражен симптом монолога, характеризующийся речевой неистощимостью и отсутствием потребности в собеседнике. В настоящее время рассматривается как этап течения параноидной шизофрении. По Кронфельд, Ш. близка к разорванности, общим для них является важная роль в формировании клинической картины психомоторно-кататонических динамизмов. Описаны случаи, когда Ш. проявлялась только в письменной речи (шизография).
Шизофрении длительные формы
Шизофрении длительные формы  —  длительные, затягивающиеся па много лет, приступы Ш., наблюдающиеся при подостром течении шизофренического процесса или как длительный этап неблагоприятного течения после катастрофического сдвига при злокачественном течении. Состояние больных относительно стабилизируется и симптоматика теряет спою яркость, однако решающее значение для клинической оценки и прогноза этих состояний имеют не симптомы дефекта, поскольку истинные его размеры в этот период определить трудно, а закономерности динамики еще активного процесса.
Шизофрении систематика Леонгарда
Шизофрении систематика Леонгарда -- различаются формы системные (типичные) и несистемные (атипичные). Несистемные близки к циклоидным психозам. Общее название Ш. для системных и несистемных форм К. Леонгард рассматривает лишь как дань традиции. К системным формам относятся системные парафрении, гебефрении и кататонии. Они отличаются медленным началом, определенной симптоматикой и течением с образованием специфического дефекта. Системные формы могут носить характер простых или комбинированных. Несистемные формы — аффективная парафрения, шизофазия и периодическая кататония. Они протекают ремиттирующе, шубообразно, и дефектные изменения при них менее выражены. При аффективной парафрении, наряду с бредом величия и преследования, отмечаются аффективные расстройства в виде состояний экстаза, страха и раздражительности. Шизофазия, по К. Леонгард, не соответствует пониманию Крепелина, ее границы расширены, она сближается, с одной стороны, с психозами спутанности и страха-счастья, с другой — с периодической кататонией. На первом плане при шизофазии выступают расстройства мышления и речи, но могут наблюдаться и кататонические, и парафренные симптомы.
Шизофрении формы по Снежневскому
Шизофрении формы по Снежневскому -- систематика форм Ш., в основу которой положен принципиально различный характер их течения при единстве симптоматологии и тенденций динамики патологического процесса, стереотипа развития заболевания. Различаются непрерывнотекущая, рекуррентная и приступообразно-прогредиентная Ш. Каждая из этих форм включает в себя различные клинические варианты.
Шизофренический дефект
Шизофренический дефект (от греч. schizo раскалываю + phren сердце, душа, ум) - необратимые изменения личности шизофреника, характеризующиеся диссоциацией мышления и аффектов. При этом наблюдается снижение уровня потребностей, равнодушие, неспособность вступать в аффективные контакты, сочувствовать другим. Мышление становится неясным, спутанным, непродуктивным, его результаты оказываются неправильными, причудливыми. По большей части память и логичность мышления не страдают, но их применение неадекватно. Бред и галлюцинации непосредственно не относятся к шизофреническому дефекту, но могут его усиливать. Наиболее существенным фоном для его проявлений является инактивность и социальная изоляция.
Шизофрения
Шизофрения — наиболее распространённое психическое заболевание, которое характеризуется разнообразными проявлениями и имеет тенденцию к хроническому течению. Ещё в 17 в. Т. Виллизий наблюдал способных в детстве молодых людей, у которых происходил упадок одарённости в подростковом возрасте и наступление "ворчливой тупости" в юности. В 1857 французский психиатр Б. О. Морель выделил так называемое раннее слабоумие как одно из проявлений "наследственного вырождения". В 1860—70-е гг. немецкие психиатры К. Л. Кальбаум, Э. Геккер описали гебефрению и кататонию. Французский психиатр В. Маньян выделил (1888) хронические галлюцинаторно-бредовые психозы с исходом в апатию и слабоумие. В 1898 Э. Крепелин объединил эти формы в одну болезнь под названием "раннее слабоумие". Э. Блейлер наиболее существенным признаком последнего считал расщепление (нарушение единства) психики и предложил (1911) название болезни "шизофрения". Однако он (а впоследствии и многие другие исследователи) рассматривал шизофрению лишь как группу родственных заболеваний. Развитие учения о шизофрении связано с именами русских психиатров В. Х. Кандинского, С. С. Корсакова, П. Б. Ганнушкина и другие. Разнообразие проявлений и течения шизофрении обусловило различное определение её нозологическое границ. Во Франции к шизофрении относят лишь её злокачественную форму. В Великобритании и скандинавских странах большинство форм шизофрении трактуется как самостоятельное конституционально или психогенно обусловленные психозы. Ряд исследователей подразделяют шизофрению на первичную (генуинную) и симптоматическую. Причины и механизмы развития шизофрении продолжают оставаться неясными. Большинство исследователей рассматривают, её как эндогенное заболевание, при котором имеет значение наследственное предрасположение. Значение наследственности в происхождении шизофрении подтверждается исследованием близнецов, больных этим заболеванием. Наследственное отягощение при разных формах шизофрении различно. В случаях непрерывно текущей шизофрении у ближайших родственников больного нередко выявляются признаки глубокой шизоидной психопатии. При приступообразном течении заболевания подобная форма шизофрении часто возникает и у ближайших родственников больного. Однако шизофрения не относится к собственно наследственным заболеваниям; её распространённость среди населения (около 0,8%) во много раз превышает распространённость наследственных болезней. Исследование высшей нервной деятельности у больных шизофренией указывает на наличие охранительного торможения (в виде различных гипнотических фаз) и очагов застойного возбуждения. С помощью электроэнцефалографии, используя количественный анализ, пытаются установить характерные для шизофрении отклонения электрической активности головного мозга. Биологические и биохимические исследования обнаруживают иммунологические сдвиги и другие изменения, не идентичные при разных формах шизофрении. По данным нейрохимии, при шизофрении возникают расстройства обмена биогенных аминов, энзимов и других. Гистологические изменения при шизофрении, по данным одних авторов, сводятся к поражению коры головного мозга, по другим данным, — субкортикальной (подкорковой) области. Обычно шизофрению классифицируют по преобладающим симптомам или особенностям течения. Всем формам шизофрении присуща та или иная степень прогредиентности (прогрессирования) течения. Различают 2 основных вида течения шизофрении — непрерывный и приступообразный. Для непрерывной шизофрении с самого начала присуще неуклонное нарастание негативных расстройств (явлений выпадения психических функций), которые сочетаются с однообразными так называемыми продуктивными симптомами (галлюцинации и др.). Непрерывная шизофрения в свою очередь делится на злокачественную, прогредиентную и малопрогредиентную. Злокачественная шизофрения возникает обычно в подростковом и юношеском возрастах; общепринятое её название — гебефрения. Для неё характерны непрерывно прогрессирующая бездеятельность, эмоциональная тупость, регресс поведения, которые сочетаются с разнообразными, но рудиментарными продуктивными симптомами. Возникновение этой формы в детском возрасте приводит к задержке психического развития (так называемая псевдоолигофрения). Прогредиентная шизофрения, которая проявляется параноидным синдромом (включая паранойю и парафрению),обычно возникает после 30 лет. Появляется систематизированный бред (преследования, величия, ипохондрический и др.), который по мере прогрессирования болезни сочетается с явлениями психического автоматизма Кандинского — Клерамбо [по им. В. Х. Кандинского и французского психиатра Г. Клерамбо (1872—1934)], т. е. ощущения постороннего насильственного влияния, отчуждения собственных психических актов, а затем — с парафренией. В ряде случаев бред и галлюцинации сосуществуют с правильным поведением и сохранной трудоспособностью (так называемая мономания, или парциальное сумасшествие, по терминологии психиатров 19 в.). Иногда развитие болезни ограничивается стадией систематизированного бреда (паранойяльная шизофрения). Малопрогредиентной шизофренией (называется также стёртой, мягкой, псевдоневротической, психопатоподобной шизофренией) свойственно преобладание навязчивых явлений, сенестопатий (неопределённые тягостные ощущения в теле), проявлений ипохондрии, истерии в сочетании с выраженным аутизмом (преобладание замкнутости, активное отстранение от внешнего мира), стойкой астенизацией, эмоциональным обеднением. Для приступообразной шизофрении характерно полиморфное развитие многообразных продуктивных симптомов (аффективно-бредовые, сновидные и др.), негативные расстройства при этом обнаруживаются лишь по миновании приступа. Приступообразная шизофрения подразделяется на приступообразно-прогредиентную и периодическую. Продуктивные симптомы приступообразной шизофрении преобладают над негативными, возникают остро, они чувственно-образны, аффективны, лабильны (нестойки), сопровождаются растерянностью, спутанностью сознания и возбуждением больных. В клинической картине приступообразно-прогредиентной шизофрении (так называемой шубообразной, от нем. Schub — сдвиг) преобладают острый, фантастический бред, явления психического автоматизма Кандинского — Клерамбо, кататоническое возбуждение. Образность, пластичность и аффективность расстройств менее выражены по сравнению с периодической шизофренией. Негативные нарушения обнаруживаются по окончании 1-го приступа; иногда они усиливаются после каждого очередного приступа. Течение болезни приобретает почти непрерывный характер. Такая разновидность становится промежуточной между приступообразной и непрерывной шизофренией. В других случаях негативные явления, возникшие после 1-го приступа, остаются неизменными (несмотря на последующие приступы, которые протекают однотипно) или усиливаются нерегулярно — после 4-го, 5-го или какого-либо другого приступа. Нередко наблюдается одноприступное течение шизофрении с последующим изменением склада личности в виде, например, стойкой астенизации. Периодическая (возвратная, шизоаффективная) шизофрения протекает с возбуждением, спутанностью сознания, аффективно-бредовыми, кататоно-онейроидными приступами и незначительным изменением склада личности. В отличие от злокачественной и прогредиентной шизофрении, приступообразные и малопрогредиентные формы возникают в любом возрасте. Обнаруживается связь формы шизофрении с полом больных: у мужчин чаще наблюдается злокачественная и непрерывно-прогредиентная шизофрения (соотношение мужчин и женщин 3:1); приступообразная шизофрения возникает преимущественно у женщин (обратное соотношение). Однако в целом распространенность шизофрении среди мужчин и женщин одинакова. Лечение определяется формой и стадией заболевания. Применяют инсулинотерапию (искусственно вызванная введением инсулина гипогликемия), электросудорожную терапию, трудотерапию, психотропные средства и др. Меры профилактики направлены главным образом на предупреждение обострения болезни и закрепление ремиссии и сводятся к так называемому поддерживающему (предупредительному) лечению малыми дозами психотропных средств, правильной организации труда и быта больного. Высокий уровень организации стационарной и особенно внебольничной помощи, терапии психотропными средствами и трудовой реабилитации значительно снижает показатель стойкой инвалидизации вследствие шизофрении. Возможности трудовой реабилитации по мере исследования шизофрении неуклонно расширяются. Перевод больных на инвалидность, освобождение их от военной службы и ограничение в выборе ряда профессий оправданы лишь в отношении тяжёлых форм шизофрении. Именно этим обусловлена необходимость так называемой биноминальной диагностики шизофрении (определение не только болезни, но и её разновидности, формы течения).
Шильдера болезнь
Шильдера болезнь - редкое заболевание, обусловленное неуклонно прогредиентным демиелинизирующим процессом, поражающим вещество головного мозга, его больших полушарий и мозжечка. Характеризуется нарастанием деменции и расстройств речи, эпилептиформными припадками, очаговыми поражениями, в зависимости от локализации процесса, слуха и зрения, вплоть до полной глухоты и амавроза, образованием спастических параличей и появлением псевдобульбарных симптомов. Смерть в течение двух-трех лет при явлениях кахексии и децеребрационной ригидности. Начало заболевания чаще всего в молодом и, особенно, в детском возрасте, хотя не исключена возможность заболевания и в другие возрастные периоды. Этиология неизвестна. Предположительно указывают на близость между Ш.б. и рассеянным склерозом.
Шкала
Шкала— инструмент для измерения непрерывных свойств объекта; представляет собой числовую систему, где отношения между различными свойствами объектов выражены свойствами числового ряда. В психологии и социологии различные шкалы применяются для изучения разных характеристик социально-психологических явлений. Первоначально выделялись четыре типа числовых систем, определявших соответственно четыре уровня, или шкалы измерения: 1) шкала наименований — номинальная; 2) шкала порядка — ординальная; 3) шкала интервалов — интервальная; 4) шкала отношений — пропорциональная. Их разделение осуществимо на основе математических преобразований, допускаемых каждой шкалой. Различие уровней измерения качества можно проиллюстрировать простым примером. Если подразделить людей только на удовлетворенных или не удовлетворенных своей работой, то получается шкала номинальная удовлетворенности работой. Если можно установить и степень удовлетворенности, то строится шкала ординальная. Если фиксируется, насколько и во сколько раз удовлетворенность одних больше удовлетворенности других, то можно получить соответственно шкалу интервальную и пропорциональную удовлетворенности работой. Шкалы различаются не только математическими свойствами, но и разными способами сбора информации. В каждой шкале применяются определенные методы анализа данных. В зависимости от типа задач, решаемых с помощью шкалирования, строятся либо шкалы оценок, либо шкалы для измерения установок социальных (-> шкала установок). В практике социологических и исследований психологических каждая шкала — независимо от уровня измерения — имеет специальное название, связанное с наименованием изучаемого свойства объекта.
Шкала Векслера
Шкала Векслера — тест для измерения интеллекта, разработанный Д. Векслером. В l937 г. на основании исследований интеллекта правонарушителей в Белвью им была создана „Шкала Векслера – Белвью“ (второе издание — 1946 г.). В 1949 г. эта шкала была кардинально переработана и издана как „Шкала Векслера для измерения интеллекта у детей“, предназначенная для диагностики интеллекта детей от 5 до 15 лет. В 1955 г. была создана „Шкала Векслера для измерения интеллекта у взрослых“, предназначенная для возрастов от 16 до 75 лет. Для того, чтобы максимально устранить влияние уровня школьного образования, в этих тестах вместе с вербальными тестами были использованы тесты „действия“ и невербальные тесты.
Шкала метрическая Озерецкого
Шкала метрическая Озерецкого — методика, составленная в 1930 г. Озерецким для диагностики уровня развития психомоторного. Включает в себя: 1) пробу статической и динамической координации движений (-> движение: координация); 2) пробу скорости движений; 3) пробу возможности одновременно выполнять несколько движений; 4) пробу силы движений и синкинезии. Может применяться как один из методов отбора профессионального.
Шкала оценок
Шкала оценок — методический прием, позволяющий распределить совокупность изучаемых объектов по степени выраженности общего для них свойства. Такое распределение основывается на оценках субъективных данного свойства, усредненных по группе экспертов. В психологии и социологии шкалы оценок стали применяться одними из первых. Простейший пример такой шкалы — обычная школьная система баллов. Шкала оценок имеет от пяти до одиннадцати интервалов, кои можно обозначить числами или же вербально. Считается, что психологические возможности человека не позволяют ему классифицировать объекты более чем по 11 — 13 позициям. Возможность построения шкалы оценок базируется на предположении, что каждый эксперт способен непосредственно давать количественные оценки изучаемым объектам. К основным процедурам шкалирования относятся: 1) сравнение парное объектов; 2) отнесение объектов к категориям, и пр.
Шкала установок
Шкала установок — прием, позволяющий сравнивать индивидов по величине, интенсивности и устойчивости их отношения к изучаемому явлению. В прикладной социологии и психологии социальной шкала установок применяется как одно из главных средств анализа, ибо здесь объект измерения, прежде всего, — качества личностные. Построение шкалы установок связано с подбором таких суждений, что выражают весь спектр возможных отношений субъекта к определенному социально-психологическому явлению. По шкале оценок каждое суждение оценивается группой экспертов и получает свой усредненный балл. В шкалу установок входят суждения, имеющие самую высокую оценку; обычно из 300 суждений в готовую шкалу входит не более 25-ти. С этими суждениями знакомят лиц, чьи установки предполагается изучить; соответственно тому, какие суждения выбирает индивид, ему присваивается суммарный балл, который и есть его балл по данной установке.
Шкалирование
Шкалирование — метод моделирования реальных процессов с помощью числовых систем. В науках социальных — антропологии, социологии психологии и прочих — шкалирование является одним из важнейших средств анализа математического изучаемого явления, а также способом организации эмпирических данных, получаемых посредством наблюдения, изучения документов, опроса анкетного, экспериментов или тестирования. Большинство социальных и психологических объектов невозможно строго фиксировать относительно места и времени их существования, отчего они не поддаются прямому измерению. Поэтому возникает вопрос о специфике числовой системы, могущей соотнестись с эмпирическими данными такого рода. Различные методы шкалирования как раз служат особыми приемами трансформации качественных характеристик в некую числовую переменную. Общий процесс шкалирования состоит в конструировании по определенным правилам самой шкалы и содержит два этапа: 1) на этапе сбора данных, от методов коего зависит вид социально-психологической информации, создается эмпирическая система исследуемых объектов и фиксируются типы отношений между ними; 2) на этапе анализа данных, от методов коего зависит объем информации, строится числовая система, моделирующая отношения эмпирической системы объектов; иногда этот этап обозначается как выбор и реализация метода шкалирования. Есть два типа задач, решаемых с помощью методов шкалирования: 1) числовое отображение совокупности объектов с помощью их усредненной групповой оценки; в этом случае отображение производится с помощью шкалы оценок; 2) числовое отображение внутренних характеристик индивидов посредством фиксации их отношения к некоему социально-психологическому явлению; в этом случае отображение производится с помощью шкалы установок.
Шкалы развития
Шкалы развития - формализованные схемы анализа материалов наблюдений и обследований, позволяющие сделать общий вывод об уровне развития ребенка, а также судить о неравномерности развития различных сторон познавательной и личностно-эмоциональной сферы. Применяются главным образом в работе с дошкольниками.
Школа
Школа — 1. Переносно — выучка, опыт, достигнутый в чем-либо, а также то, что эту выучку и этот опыт обеспечивает. 2. Направление в области науки, искусства и пр.
Школа австрийская
Школа австрийская — X. Эренфельс, С. Витасек, В. Бенусси и прочие — работавших в основном в Грацком университете с 80-х гг. XIX в. по 10-е гг. XX в. под руководством психолога и философа А. Мейнонга. В постановке и разработке проблемы целостности сознания школа исходила из концепции Ф. Брентано. Было введено понятие гештальт-качества как обозначение целостности психического образа и сознания в целом, его несводимости к сумме составляющих его ощущений. Гештальт-качество считалось высшим представлением, возникающим на основе низших представлений — ощущений и прочего — в результате особого продуктивного духовного акта. Защищая тезис о необходимости активности субъекта для появления целостного психического образа, представители школы пытались доказать его справедливость экспериментально. Школа австрийская подготовила переход от элементаристской стратегии к целостной, позже предложенной гештальт-психологией и школой Лейпцигской. Она поставила проблему выделения иных, чем в психологии ассоцианистской, единиц сознания, проблему целостно-образующих, системно-образующих факторов его, проблему активности субъекта в построении целостного образа (что неправомерно игнорировалось гештальт-психологией). Школа внесла свой вклад в разработку проблем восприятия пространства, времени, кажущегося движения и прочих, а также ряда философских, гносеологических и этических вопросов.
Школа антропологическая английская
Школа антропологическая английская — научное направление в этнографии и антропологии культурной, внесшее идею эволюции в изучение культуры (Э. Б. Тайлор, Дж. Дж. Фрэзер и др.). Была проведена параллель развития так называемых примитивных народов — на основе анализа их обычаев, верований, искусства, нравственности и прочего — с развитием процессов психических у современного человека. В силу этого сопоставления анимистические представления первобытного общества объяснялись неправильным применением мыслительных приемов, характерных и для современного человека (ассоциации идей, принципа причинности, аналогии и пр.), в условиях недостаточного опыта.
Школа Вюрцбургская
Школа Вюрцбургская — группа исследователей во главе с немецким психологом О. Кюльпе, изучавших в начале XX в. в Вюрцбургском университете (Бавария) высшие психические процессы (мышление, волю) посредством эксперимента лабораторного в сочетании с видоизмененным методом интроспекции (-> интроспекция экспериментальная). Школа Вюрцбургская ввела в психологию экспериментальную как новый объект анализа выполнение заданий интеллектуального характера (изучение логических суждений, ответов на вопросы, требующие умственных усилий, и пр.). Было выявлено, что мышление — это психический процесс, закономерности коего не сводятся ни к законам логики, ни к законам образования ассоциаций. Своеобразие мышления объяснялось тем, что ассоциации отбираются в соответствии с тенденциями, создаваемыми принятой испытуемым задачей. Организующая роль признавалась за предваряющей поиск решения установкой, которую одни представители школы считали «установкой сознания», другие — неосознаваемым актом (так как она скрыта от интроспекции). В противовес общепринятым воззрениям, школа Вюрцбургская пришла к выводу, что в сознании содержатся несенсорные компоненты — умственные действия и независимые от чувственных образов значения и смыслы. Поэтому специфику концепции школы Вюрцбургской обычно усматривают в том, что она ввела понятие о безобразном мышлении. Процесс мышления трактовался как смена операций, иногда обретающих аффективную напряженность — чувства уверенности, сомнения и пр. Работы психологов школы Вюрцбургской поставили ряд важных проблем, касающихся качественных различий между мышлением и другими познавательными процессами; вскрыли ограниченность ассоцианистской концепции, ее неспособность объяснить избирательность и направленность актов сознания. Но при этом мышление без образов — «чистое» мышление — противопоставлялось другим его формам, а зависимость мышления от речевой и практической деятельности игнорировалась. Важные позитивные результаты при исследовании Проблем, поставленных школой, были получены гештальт-психологией, а также Л. С. Выготским, С. Л. Рубинштейном и их последователями. Данные, полученные школой Вюрцбургской, вызвали критику представителей других школ психологии экспериментальной, также пользовавшихся методом интроспекции, что привело к кризису интроспективного направления в целом.
Школа Женевская
Школа Женевская — направление в исследовании психического развития ребенка, созданное Ж. Пиаже и его последователями. Предмет изучения — происхождение и развитие интеллекта у ребенка; главная задача — исследование механизмов деятельности познавательной ребенка, скрытых за внешней картиной его поведения; основной метод исследования — беседа (интервью) клиническая, ориентированная не на фиксацию внешних признаков явления, а на процессы, приводящие к их появлению. Работы школы Женевской показали, что развитие интеллекта ребенка выражено в переходе от эгоцентризма (центрации) через децентрацию к объективной позиции. Своеобразие развития психики ребенка связано с теми структурами интеллекта, что формируются при жизни благодаря действиям. Внешние действия ребенка до двух лет, первоначально выполняемые развернуто и последовательно, благодаря повторению схематизируются и с помощью символических средств (имитация, игра, умственный образ, рисунок, речь) в возрасте дошкольном переносятся во внутренний план. Координируясь с другими действиями, они уже в младшем возрасте школьном превращаются в умственные операции. Обучением можно ускорить приобретение понятий, но величина и природа достижений всегда зависят от исходного уровня развития, а социальные влияния подчиняются схемам и структурам, с помощью коих ребенок способен воспринять эти влияния. Порядок формирования фундаментальных структур мышления постоянен, но сроки их достижения могут изменяться в зависимости от ряда факторов. Законы познавательного развития универсальны и действуют как в ходе развития мышления ребенка, так и в ходе научного познания (-> эпистемология генетическая). Исходным для этой школы является положение о взаимодействии живой системы со средой как нераздельности двух непрерывных процессов — ассимиляции и аккомодации. При ассимиляции организм как бы накладывает на среду свои схемы поведения, а при аккомодации он перестраивает эти схемы согласно особенностям среды. Из такого общебиологического подхода Пиаже исходил в трактовке психического развития, считая, что, стремясь ко все более совершенным формам равновесия со средой (-> гомеостаз), организм создает познавательные структуры. Это определило объяснение полученных школой данных в биологических категориях, что вызвало критику ее теоретических позиций отечественными психологами.
Школа Лейпцигская
Школа Лейпцигская — психологическое направление, существовавшее в Германии с конца 10-х гг. до середины 30-х гг. XX в. Основные представители — Ф. Крюгер (глава школы), Г. Фолькельт, Ф. Заддер, О. Клемм, А. Веллек и пр. Иногда называется «второй школой Лейпцигской» (после Вундтовской). Основной направления выступала ориентация на изучение психики и сознания в их целостности. Как и гештальт-психологи, представители школы Лейпцигской разделяли требование целостного подхода к изучению психики, но считали гештальты не единственными единицами сознания (мира феноменального), — к тому же их трактовка гештальта имела большую смысловую наполненность; на более ранних ступенях психического развития такими единицами являются «комплекс-качества» (понятие, родственное понятию гештальт-качества в гештальт-психологии) — диффузные, аффективно окрашенные, но вполне целостные переживания, кои дифференцируются в ходе развития. Комплекс-качество служит основой для формирования гештальтов. В качестве одного из методов исследования перехода комплекс-качества в гештальт был разработан метод самонаблюдения феноменологического. В то же время теоретики школы обращали особое внимание на практически игнорируемую гештальт-психологией смысловую сторону гештальтов. По их мнению, во всех видах генезов — в филогенезе, антропогенезе, онтогенезе и актуалгенезе — психическое идет от комплекс-качеств ко все более дифференцированным осмысленным гештальтам. Эта гипотеза проверялась и доказывалась эмпирически и экспериментально в многочисленных исследованиях школы Лейпцигской по проблемам актуалгенеза и типологии восприятия, филогенеза и онтогенеза восприятия, развития деятельности изобразительной у ребенка, его операций интеллектуальных и пр. Для сторонников школы Лейпцигской системообразующим фактором психической жизни (в феноменальном плане) были чувства, кои, согласно их концепции, определяют закономерности восприятия, памяти, мышления и в наибольшей степени выражают внутренний «трансфеноменальный» мир душевного бытия, не сводимый к миру переживаний (феноменов) и являющий собой систему установок, диспозиций, потенций, от коих зависит течение актуальных процессов психических. Для характеристики этого мира было введено понятие структуры — длительно существующего «субстанционального» образования, системы установок, диспозиций, определяющих закономерности развертывания актуальных процессов психических. Трансфеноменальные структуры делятся школой Лейпцигской: 1) на «душевные»: а) индивидуальные, среди коих центральной является структура ценностных ориентации; b) надиндивидуальные — «душа» семьи, народа, расы и пр.; 2) «субъективно-духовные» — сюда относились некие идеальные образования: мораль, право, искусство, а также язык. Душевная структура тем «совершеннее», чем более выражаются в ней объективно-духовные структуры. В феноменальном плане это проявляется в преобладании осмысленных гештальтов над диффузными комплекс-качествами. Говоря проще, это означает, например, развитую способность к эстетическому восприятию или способность к созданию новых произведений искусства. В дальнейшем представления исследователей школы Лейпцигской нашли продолжение в немецкой характерологии 50-х гг. (А. Веллек), а также в психологии гуманистической (Г. Олпорт). Школа Лейпцигская сыграла значительную роль в утверждении целостного подхода в психологии. Экспериментальные результаты школы Лейпцигской высоко оценивал Л. С. Выготский, считавший их одним из доказательств его собственной концепции системного и смыслового строения сознания. Отдельные идеи школы оказали влияние на представителей психологии гуманистической.
Школа научная
Школа научная — способ и форма организации кооперированной научной деятельности, реализующей единство процессов познания и передачи накопленных знаний. Под школой научной понимаются: 1) школа научно-образовательная, формирующая будущих исследователей; 2) исследовательский коллектив, группа ученых, совместно разрабатывающих под руководством лидера — главы шкалы — созданную им исследовательскую программу; 3) направление в науке, возникающее благодаря установлению определенной традиции, охватывающей целый ряд ученых и исследовательских коллективов. Школа научная играет важную роль в развитии психологии с времен античности до наших дней. Развитие психологии в XX в. связано с формированием школ — направлений, определивших макроструктуру современной психологии, таких, как структурализм (-> психология структурная), функционализм (-> психология функциональная), бихевиоризм, необихевиоризм, гештальтизм (-> гештальт-психология), фрейдизм, неофрейдизм. В отечественной психологии важная роль принадлежала школам Басова, Выготского, Рубинштейна, Леонтьева, Лурии, Ананьева, Теплова, Узнадзе и др.
Школа социологическа французская
Школа социологическа французская — социологическая направление, характерное общественно-историческим подходом к психике человека. Его представителями являются Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, М. Гальбвакс, Ш. Блондель. По мнению Дюркгейма, внедрение коллективных представлений, выработанных обществом и явленных общими, религиозными, моральными и социальными идеями, правилами и нормами, в индивидуальное сознание основано на чисто духовном речевом процессе взаимодействия сознаний. На этой основе Л. Леви-Брюлъ разработал учение о двух типах человеческого мышления — логическом и пралогическом, сосуществующих на всех ступенях развития общества, хотя в первобытном обществе преобладает мышление пралогическое. Современный французский антрополог К. Леви-Стросс выдвинул положение о том, что в мышлении людей на всех стадиях развития общества можно выделить константные структуры — в частности, парные структуры, представленные, например, полярными качествами черного-белого, доброго-злого. Постулат о детерминации психики индивида содержанием общественного сознания иллюстрировался на различном материале: М. Гальбвакс исследовал процессы памяти, Ш. Блондель — аффекты. Это направление оказало влияние на Ж. Пиаже.
Школа: служба психологическая
Школа: служба психологическая — специализованное подразделение в системе народного образования, основная задача коего — обеспечение условий, способствующих полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка, нарушение коих мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей учащихся и влечет необходимость психолого-педагогической коррекции. Деятельность службы выполняется практическим психологом, работающим в учебно-воспитательном учреждении или в психологическом кабинете при отделе народного образования, оказывающем консультативную помощь всем учебно-воспитательным учреждениям региона. Основные направления деятельности: 1) психопрофилактика — направлена на формирование у педагогов и родителей потребности в получении и использовании психологических знаний о психическом развитии детей на каждом возрастном этапе — с целью своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности и интеллекта; 2) психодиагностика — направлена на углубленное психолого-педагогическое изучение школьника в периодах дошкольного и школьного детства, на выявление индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в учении и поведении; 3) развитие и психокоррекция — задачи этих направлений определяются ориентацией службы психологической на обеспечение соответствия развития ребенка возрастным нормативам, на помощь педагогическим коллективам в индивидуализации обучения и воспитания детей, в развитии их способностей, в становлении личности; 4) консультирование психологическое — его задача состоит в оказании помощи педагогам, родителям и детям по широкому кругу личностных, профессиональных и других конкретных жизненных проблем.
Шпет Густав Густанович
Шпет Густав Густанович — русский философ-идеалист, последователь феноменологии Э. Гуссерля, историк, психолог. Родился 25 марта 1879 года в бедной семье. Мать, Марцелина Осиповна Шпет, принадлежала к обедневшей шляхтичской семье из Волыни, а отцом был мадьярский офицер, скрывшийся еще до рождения сына. Марцелину выдали замуж за дальнего родственника - Яна Густава Болеслава Шпета и отправили из родной Волыни в Киев, где она и родила сына. Мать воспитывала сына одна, зарабатывая на жизнь стиркой и шитьем. Благодаря ее самоотверженной заботе Густав смог получить хорошее образование. В 1898 году юноша успешно заканчивает гимназию и поступает в Киевский университет св. Владимира. Студенческие годы для него были не самыми легкими. Несколько раз Густава исключали из университета, в результате чего учеба длилась около восьми лет. Молодой студент не раз сидел в тюрьме за участие в студенческих кружках и демонстрациях, однако он считал себя не революционером, а скорее инакомыслящим. В университете Густав Шпет увлеченно участвует в работе психологического семинара Г. И. Челпанова, созданного при университете в тот год, когда молодой Шпет поступил учиться. В те годы психологию еще относили к области философии, не выделяя как отдельную науку. Поэтому и занятия психологического семинара в основном были философского содержания. Именно на этих занятиях Густав Шпет и сформировался как философ, а многие его психологические идеи построены на философских понятиях и потому часто очень трудны для понимания. В 1906 году Г. И. Челпанов становится профессором Московского университета и в 1907 году приглашает в Москву Шпета. Здесь они оба разрабатывают проект создания Психологического института. Летом 1910 года Густав Шпет вместе с Челпановым посещает ведущие немецкие университеты в Берлине, Бонне и Вюрцбурге, в которых они изучают работу психологических лабораторий при университетах.  В 1914 году состоялось официальное открытие Психологического института. В 1920 году Шпет и Челпанов выступили с предложением создать на факультете истории и философии Московского университета кабинет этнической и социальной психологии. Они обосновали необходимость его создания и подробно изложили цели и задачи научной работы в этой области. В первые годы советской власти Шпет начал работать над проектом перестройки этнической психологии, считая, что обращение от индивидуального сознания к коллективному позволит найти компромщс между идеалистической и материалистической философией. В 1927 году Шпет опубликовывает свой научный труд Введение в этническую психологию. Здесь он более детально и глубоко развивает важнейшие положения психологической науки, отмечая ее тесную взаимосвязь с историей и науками о культуре. Изучая личность, Шпет проводит исследования исторического и культурного сознания. По его мнению, формирование культурного самосознания происходит в процессе восприятия искусства. Он выделяет три уровня человеческого восприятия: реальный уровень; идеальный уровень, или отрешенное культурное бытие; духовный уровень, или субъективный мир творца. Итак, Шпет определяет искусство как субъективное знание, несущее в себе наряду с некоторой информацией также и отношение к нему автора (или творца), которое производит определенное влияние на слушателей (или наблюдателей). Именно в процессе переживания человек определяет свое отношение к той или иной культуре, окружающей его, а также отношение к себе. Отмечая немаловажное значение переживания в развитии культурного самосознания личности, Шпет связывал формирование этнической идентичности не с физиологическими процессами, а с выработкой определенного отношения к этническим и культурным ценностям в результате эмоциональных переживаний, ими вызванных. Интересна также мысль, что глубокое внутреннее единение с тем или иным народом зависит не только от индивида, но и от общества. С 1923 по 1929 г. Густав Шпет был вице-президентом Государственной академии художественных наук (ГАХН). В довольно сложных условиях этого времени ему удалось создать уникальную школу по изучению развития внутреннего мира человека в свете культурных, психологических и философских положений, причем с немарксистской идеологической направленностью. Научные работы Г. Шпета, созданные в этот период времени, до сих пор вызывают немалый интерес у современных психологов. Г. Шпет внес огромный вклад в развитие психологической науки, тщательно проработав в своих научных трудах основные вопросы психологии: ее предмета, методов и главной проблемы - человеческого сознания. Основополагающим в работах Шпета было положение об органичной взаимосвязи психологии и философии, их нераздельности. Он намечает свой путь развития психологии как науки, который приведет ее не к отделению от философии, а наоборот - к еще большему их сплочению. Ведь несмотря на то что психология становится все более абстрактной, она все-таки черпает материал для формирования своих положений из сферы реального, а эта сфера, в свою очередь, является объектом изучения или точнее - познания философии. В своих научных работах Шпет довольно жестко критикует натуралистические методы в психологии, защищая культурно-исторический подход в исследовании сознания личности. Он поднимает проблему научности познания и определяет основные критерии, утверждая, что от серьезного отношения к этому вопросу зависит доверие к науке в целом. Шпет твердо придерживался мнения, что основу знания составляет логика, и даже мистические переживания, выходящие за пределы рационального мышления, вполне возможно логически объяснить и выразить в слове. Нелогическое абстрактное мышление не способно, по мнению Шпета, анализировать факты и приводить к настоящему знанию, оно лишь снижает доверие к науке. Строгое же логичное объяснение дает твердое научное познание. Густав Шпет вел активную преподавательскую деятельность. Он читал лекции в Народном университете А. С. Шанявского и во 2-м Московском университете. Также Шпет постоянно участвовал в работе Московского лингвистического кружка. Он основал институт научной философии и был его директором. Однако следует отметить, что, несмотря на его несомненные заслуги перед отечественной, а также мировой наукой, Шпет почти постоянно подвергался гонениям во времена советской власти из-за своих взглядов, кардинально расходившихся с марксистскими. Эти гонения в конце концов привели великого ученого к гибели. В 1937 году он был репрессирован и погиб. В середине 1950-х гг. он был посмертно реабилитирован.

МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
ЦЕНТР ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

КЛИНИКА ПСИХОЛОГИИ
И ПСИХОТЕРАПИИ

НАШИ ТЕЛЕФОНЫ: 8 (495) 650-98-80, 8 (495) 650-94-20

logo

что вас беспокоит
открытие индивидуальности