Словарь терминов

Евгеника
Евгеника (от греч. eugenes – породистый) — улучшение человеческого вида за счет контроля за генофондом, автор Ф. Гальтон. Одной из основных задач ставится задача повышения рождаемости одаренных людей. Основные разработки ведутся в следующих направлениях: расшифровка генома человека, оплодотворение в пробирке, генная инженерия и др. Основывается на данных генетики и психогенетики.
Евнухоидизм
Евнухоидизм - эндокpинопатия вследствие гипоплазии половых желез. Больным хаpактеpны: повышенная утомляемость, чувствительность, pобость, застенчивость, неустойчивость настpоения, pаздpажительность. Иногда фоpмиpуются депpессивные состояния.
Единица анализа психического
Единица анализа психического методологическое понятие. Представляет собой попытку выделить в психической жизни такие образования, которые не могут быть расчленены на более мелкие без потери качественности психического, с одной стороны, и видовые вариации которых дают удовлетворительное описание и прогноз течения психологических процессов, с другой. В истории психологии в качестве единиц анализа фигурировали ассоциация , поведение , гештальт , потребность , деятельность , общение , взаимодействие и пр.
Единица действия
Единица действия (ЕД) - доза биологически активного вещества или лекарственного средства, способная дать объективно регистрируемый физиологический или терапевтический эффект. Принимается в качестве единицы измерения при дозировании такого рода препаратов, как, например, инсулин.
Еллинека симптом
Еллинека симптом (Jellinek E.M., 1960). Симптом начального алкоголизма, характеризующийся утратой способности контролировать количество употребляемых спиртных напитков уже после приема первой порции алкоголя. Проявление усиления влечения к спиртному.
Ермаков Иван Дмитриевич
Ермаков Иван Дмитриевич -- история отечественной психологии долгие годы трактовалась весьма прямолинейно и упрощенно: борьба материалистических и идеалистических идей в дореволюционной науке, возобладание материалистической тенденции после 1917 г., ее полная победа в 20-30-е гг. и дальнейшее поступательное шествие советской психологии под знаменемдиалектического материализма. В такой трактовке совершенно не оставалось места психоаналитической концепции, которую ее создатель 3. Фрейд сам затруднялся однозначно определить как материалистическую либо идеалистическую. А психоанализ в России имеет богатую историю. Первым иностранным языком, на который переведены труды Фрейда, был русский. Сам Фрейд Москву считал третьим мировым психоаналитическим центром после Вены и Берлина. Интерес к психоанализу проявлял В. М. Бехтерев, на разных этапах своего научного творчества идеи Фрейда разделяли А. Б. Залкинд, П. П. Блонский, А. Р. Лурия и многие другие видные ученые. Но главенствующей фигурой в русском психоанализе выступал И. Д. Ермаков. Биографические сведения об этом человеке весьма скупы и почерпнуты главным образом из лаконичных, скорее справочных материалов, опубликованных в последние годы дочерью Ермакова М. И. Давыдовой. Иван Дмитриевич Ермаков родился 6 октября 1875 г. в Константинополе. В 1896 г. окончил Тифлисскую классическую гимназию. Медицинское образование он получил в Московском университете, после окончания которого в 1902 г. был оставлен для работы в должности врача-психиатра в университетской клинике. Уже в эти годы проявился интерес Ермакова к психологическим проблемам художественного творчества. В автобиографии, написанной в 1926 г., он отмечает, что еще студентом наблюдал и пользовал в клинике М. А. Врубеля и на основании своих наблюдений впоследствии написал очерк о личности и творчестве великого художника. В 1904 г. в связи с началом русско-японской войны И. Д. Ермаков был призван на военную службу и исполнял обязанности психиатра в госпиталях Харбина и Москвы. Первые его научные работы, опубликованные в Журнале невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, отразили опыт и наблюдения психиатра, столкнувшегося в своей практике с психопатологическими последствиями военных действий. После демобилизации И. Д. Ермаков вернулся к преподавательской и клинической деятельности в Московском университете. В 1906 г. стал действительным членом Общества невропатологов и психиатров. В университетских стенах он проработал до 1921 г., пройдя путь от ординатора до заведующего психиатрической клиникой. Остался он в университетской клинике и в 1911 г., когда ее покинули его учитель В. П. Сербский и еще один видный деятель психоаналитического движения Н. Е. Осипов. Сербский и Осипов таким образом выразили свой протест против политики министра просвещения Л. А. Кассо, стремившегося ограничить студенческие свободы. С этого момента пути Ермакова и Осипова расходились все дальше, а отношения становились все более неприязненными, что, впрочем, характерно для личных взаимоотношений многих видных представителей психоаналитического движения. И. Д. Ермаков успешно сочетал общественную и научную деятельность. В 1910-1917 гг. он был казначеем Благотворительного общества им. С. С. Корсакова. С научными командировками посетил Париж (в 1913 г. из бран членом Парижского общества невропатологов и психиатров), Берлин, Берн, Цюрих, Мюнхен. 21 сентября 1913 г. И. Д. Ермаков выступил перед коллегами в университетской клинике с докладом об учении 3. Фрейда. С этого времени большинство его работ, увидевших свет, связаны с пропагандой психоаналитических идей. Его активность на этом поприще была такова, что впоследствии (в 1929 г.) журнал Под знаменем марксизма, обличая в идеализме видных русских мыслителей, писал: Разве неизвестно, что по-русски Гуссерль читается Шпет, Фрейд, скажем, Ермаков, а Бергсон - Лосев? Накануне Февральской революции 1917 г. в журнале Психоневрологический вестник появилась статья Ермакова О белой горячке. Интересно, что в работе на такую, казалось бы, специальную психиатрическую тему прозвучали патетические слова, ставшие, по сути своей, кредо будущих советских психоаналитиков: Мы живем накануне новой эпохи в развитии нашего общества. Не уходить от действительности, не одурманивать себя призваны мы, - но расширить зрачки наши, постараться понять и разобраться в том, что нас окружает, и отдать все силы для того светлого будущего, которое (мы верим) ждет нашу страну. В послереволюционные годы И. Д. Ермаков стал членом Совета психоневрологического музея-лаборатории и библиотеки профессора Ф. Е. Рыбакова, преобразованного вскоре в Государственный психоневрологический институт, при котором он организовал и возглавил отдел психологии. При этом отделе в 1921 г. был создан детский дом-лаборатория, где подопечные дети изучались с точки зрения проявлений бессознательных влечений. Детский дом располагался в красивом здании, известном москвичам как особняк Рябушинского. В 1922 г. шефство над этим учреждением принял союз германских горнорабочих Унион, в результате чего детский дом стал называться еждународная солидарность. Контингент его воспитанников (весьма немногочисленный) составляли дети крупных советских и партийных руководителей, в том числе сын И. В. Сталина Василий. По признанию А. Р. Лурии, бывшего в ту пору секретарем Психоаналитического общества, большого воспитательного эффекта работа наша не дала, но возможность заниматься интереснейшими проблемами науки в идеальных условиях мы на какое-то время получили. В 1923 г. на базе детского дома был создан Государственный психоаналитический институт, который возглавил профессор Ермаков. В Положении об институте определялись его задачи: а) организация научно-теоретических исследований в области психоанализа взрослых и детей; б) научное изучение вопросов, вызванных государственными потребностями; в) подготовка научных работников вузов в области психоанализа. Последовавшие затем два года можно считать золотой эрой психоанализа в России. Эта эра, однако, была короткой: 14 августа 1925 г. Государственный психоаналитический институт по постановлению Совета народных комиссаров был закрыт. Прошло еще несколько лет, и фрейдизм в СССР был громогласно заклеймен как вредное буржуазное лжеучение. (Показательно, что в ту же пору в нацистской Германии труды 3. Фрейда бросали в пламя костров.) Но краткая пора расцвета оказалась весьма продуктивной и отмеченной огромной активностью самого И. Д. Ермакова. Как директор института, он в 1923- 1925 гг. занимался организацией исследовательской, терапевтической и просветительской работы, читал в институте для врачей, педагогов и социологов курс психоанализа, вел семинарии (кружки) по гипнологии и изучению художественного творчества. В 1923 г. И. Д. Ермаков выступил одним из организаторов Русского психоаналитического общества, стал его председателем, а также возглавил в нем секцию психологии искусства и литературы. Важнейшим вкладом Ермакова в развитие психоанализа явилась организация им издания книжной серии Психологическая и психоаналитическая библиотека, в которой с 1922 по 1925 г. были опубликованы переводы на русский язык основных работ 3. Фрейда, а также труды его последователей. Ермаков выступил редактором серии и автором предисловий к большинству книг. В этой серии были опубликованы и две его собственные книги - Этюды по психологии творчества А. С. Пушкина. Опыт органического понимания Домика в Коломне, Пророка, Маленьких трагедий (1923) и Очерки по анализу творчества Н. В. Гоголя (1924). Интерес к творчеству Гоголя возник у Ермакова давно. Повесть Нос, изданная в Москве в 1921 г., содержит его послесловие. Впоследствии психоаналитическая трактовка художественного творчества вызвала ожесточенную критику. Так, в первой советской Литературной энциклопедии Ермаков в этой связи удостоился даже персональной статьи - разумеется, критической. Хотя нельзя не признать, что, скажем, его трактовка носа как фаллического символа - весьма органичная для классического психоанализа - действительно, многим может казаться спорной. Неизданной осталась книга Ермакова Ф. М. Достоевский. Он и его произведения, книги Психоанализ и художественное творчество, Психоанализ и педагогика, Психоанализ детской души, а также две его работы, аннотированные в упомянутой серии, - Гипнотизм и Органичность и выразительность в картине. Впрочем, из тридцати двух объявленных выпусков Психологической и психоаналитической библиотеки увидели свет лишь пятнадцать. Отстраненный от официальной деятельности, И. Д. Ермаков продолжал психиатрическую практику, занимался частным лечением неврозов, заикания, алкоголизма, выступал консультантом в клиниках Москвы. Однако основное внимание он продолжал уделять главной интересовавшей его теме - исследованию литературы и искусства с позиций психоанализа. В кругах научной и художественной интеллигенции пользовались известностью очерки Ермакова об искусстве, в частности эссе Незнакомка о картине К. Сомова Дама в голубом платье. Интересно, что после долгих лет забвения первой публикации удостоилась именно Незнакомка. Однако, словно по иронии, в эротическом журнале Андрей (впрочем, в обыденном сознании психоанализ всегда ассоциировался с чем-то эротически-пикантным). Особой сферой деятельности И. Д. Ермакова была живопись. Он был участником ряда художественных выставок в 1916-1921 гг. (44-я Передвижная выставка, Выставка мира искусств и др.), до 1923 г. участвовал в исследовательской работе, которая велась в Государственной Третьяковской галерее. Сохранилась его неопубликованная работа Как смотреть картины, содержащая интересные наблюдения за поведением рабочих и крестьян - посетителей Третьяковки. В семейном архиве сохранились его живописные и графические работы, а также две рукописные книжечки лирических стихов. Летом 1941 г. И. Д. Ермаков был арестован по политическому обвинению. Умер год спустя в Бутырской тюрьме. В 1956 г. посмертно реабилитирован. Еще много лет спустя фактически реабилитирована и его научная позиция.
Естественный эксперимент
Естественный эксперимент — экспериментальная стратегия, разработанная А.Ф. Лазурским в l910 г. Характеризуется тем, что проводится в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, но он не знает, что участвует в исследовании. За счет этого достигается большая чистота эксперимента. Основными методами являются наблюдение и беседа с испытуемым, результаты чего обрабатываются качественно. Вариантом естественного эксперимента является психолого–педагогический эксперимент, или экспериментальное обучение, где изучение психических особенностей школьника, подлежащих формированию, осуществляется в процессе обучения и воспитания.

МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
ЦЕНТР ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

КЛИНИКА ПСИХОЛОГИИ
И ПСИХОТЕРАПИИ

НАШИ ТЕЛЕФОНЫ: 8 (495) 650-98-80, 8 (495) 650-94-20

logo

что вас беспокоит
открытие индивидуальности